- Техника измерения окружности головы, груди, размеров родничка
- 15.Техника измерения окружности головы, груди, размеров родничка
- 16.Измерение длины тела (у детей до 1 года)
- 17.Измерение длины тела стоя (дети старше года)
- Физическое развитие ребенка до 1 года
- Содержание:
- Для гармоничного роста малыша есть свои правила и законы :
- Как правильно провести измерения
- Как оценить полученный результат:
- Масса тела
- Особенностями этого показателя являются:
- Как правильно провести измерения
- Как оценить полученный результат взвешивания:
- Соотношение роста и массы
- Окружность головы
- Окружность груди
- Ребенок первого года жизни
Техника измерения окружности головы, груди, размеров родничка
I. Измерение окружности головы.
Цель: оценка физического развития.
Показания: подозрение на гидроцефалию.
Противопоказания: нет.
Оснащение: Сантиметровая лента, 70% этиловый спирт, марлевая салфетка, ручка, бумага.
Выполнение процедуры:
1.Объяснить маме цель исследования;
2.Подготовить необходимое оснащение;
3.Обработать сантиметровую ленту спиртом с двух сторон;
4.Уложить или усадить ребенка;
5.Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам:
а)сзади — затылочный бугор;
б)спереди — надбровные дуги;
Примечание: следить, чтобы палец исследователя не находился между лентой и кожей головы ребенка.
6.Записать результат.
II. Измерение окружности грудной клетки.
Показания: оценка физического развития
Противопоказания: нет.
Оснащение: сантиметровая лента, 70% этиловый спирт, марлевая салфетка
Выполнение процедуры:
1.Объяснить маме цель исследования;
2.Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки;
3.Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку по ориентирам:
а)сзади — нижний угол лопаток;
б)спереди — нижний край околососковых кружков или у девочек пубертатного возраста — верхний край 4-го ребра под молочными железами;
4.Записать результат.
Измерение размеров родничка определяют сантиметровой лентой, в норме 3,5 на 3,5 см.
Инфекционный контроль:
1.Сантиметровая лента — 1 % раствором хлорамина двукратно с интервалом 15 минут.
2.Обработать руки на гигиеническом уровне.
Источник
15.Техника измерения окружности головы, груди, размеров родничка
I. Измерение окружности головы. Цель: оценка физического развития. Показания: подозрение на гидроцефалию. Противопоказания: нет. Оснащение: Сантиметровая лента, 70% этиловый спирт, марлевая салфетка, ручка, бумага. Выполнение процедуры: 1.Объяснить маме цель исследования; 2.Подготовить необходимое оснащение; 3.Обработать сантиметровую ленту спиртом с двух сторон; 4.Уложить или усадить ребенка; 5.Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам: а)сзади — затылочный бугор; б)спереди — надбровные дуги; Примечание: следить, чтобы палец исследователя не находился между лентой и кожей головы ребенка. 6.Записать результат. II. Измерение окружности грудной клетки. Показания: оценка физического развития Противопоказания: нет. Оснащение: сантиметровая лента, 70% этиловый спирт, марлевая салфетка Выполнение процедуры: 1.Объяснить маме цель исследования; 2.Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки; 3.Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку по ориентирам: а)сзади — нижний угол лопаток; б)спереди — нижний край околососковых кружков или у девочек пубертатного возраста — верхний край 4-го ребра под молочными железами; 4.Записать результат. Измерение размеров родничка определяют сантиметровой лентой, в норме 3,5 на 3,5 см. Инфекционный контроль: 1.Сантиметровая лента — 1 % раствором хлорамина двукратно с интервалом 15 минут. 2.Обработать руки на гигиеническом уровне.
16.Измерение длины тела (у детей до 1 года)
Показания: оценка физического развития. Оснащение:горизонтальный ростомер, пеленка, резиновые перчатки, емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь, бумага, ручка. Выполнение процедуры: 1. Объяснить маме цель исследования. 2. Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой по верхности шкалой «к себе». 3. Подготовить необходимое оснащение. 4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. 5. Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши. 6. Постелить пеленку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки). 7. Уложить ребенка на ростомер. 8. Выпрямить ноги малыша легким нажатием на колени. 9. Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную планку ростомера. 10. По шкале определить длину тела ребенка. 11. Убрать ребенка с ростомера, записать результат. 12. Убрать пеленку с ростомера, протереть рабочую поверхность ростомера 1% раствором хлорамина! двукратно с интервалом 15 минут. 13. Снять перчатки, замочить в 3 % растворе хлорамина. 14. Вымыть руки на гигиеническом уровне.
17.Измерение длины тела стоя (дети старше года)
Показания: Оценка физического развития. Оснащение: Вертикальный ростомер, резиновые перчатки, емкость с дез.р-ром, ветошь, бумажная салфетка одноразового применения. Выполнение процедуры: 1. Объяснить маме, цель исследования. 2. Откинуть скамеечку ростомера. 3. Вымыть руки, надеть перчатки. 4. Обработать рабочую поверхность ростомера дез.р-ром с помощью ветоши, постелить на нижнюю площадку салфетку одноразового применения. 5. Поднять подвижную планку ростомера. 6. Предварительно снять обувь, помочь ребенку правильно стать на площадке ростомера: а) установить 4 точки касания: пятки, ягодицы, межлопаточная область, затылок б) расположить голову так, чтобы наружный угол таза и козелок располагались на одной горизонтальной линии. 7. Опустить подвижную планку ростомера к голове ребенка. 8. Определить длину тела по нижнему краю планки (по правой шкале деления). 9. Помочь ребенку сойти с ростомера. 10. Записать результат. 11. Убрать салфетку с ростомера, протереть рабочую поверхность ростомера 1% раствором хлорамина двукратно с интервалом 15 минут. 12. Снять перчатки, замочить в 3 % растворе хлорамина на 60 минут. 13. Вымыть руки на гигиеническом уровне.
Источник
Физическое развитие ребенка до 1 года
Содержание:
Сегодня я предлагаю обсудить физическое развитие ребенка до 1 года. Считается, что это одна из наиболее значимых тем в жизни малыша первого года жизни. За какие-то 12 месяцев кроха вырастает в полтора раза и прибавляет в массе трехкратно! Ни в какой другой период своей жизни человек не повторит эти прибавки. Поэтому именно показатели физического развития являются в первые 12 месяцев основным сигналом для родителей и наблюдающего малютку педиатра, что либо все в порядке, либо чему-то нужно уделить особое внимание.
Разумеется, каждый ребенок уникален. И то, как он будет расти и набирать массу, зависит не только от питания и других условий жизни, но и от наследственных данных. Но в то же время существуют определенные правила и нормы развития ребенка первого года жизни. На них остановимся поподробнее.
Основными оцениваемыми педиатрами показателями являются:
— соотношение роста и массы.
Для гармоничного роста малыша есть свои правила и законы :
Рост — отражение благополучия организма в целом. Замедление скелетного роста сопровождается задержкой нарастания объема и созревания мышц, сердца и других внутренних органов.
Скорость роста замедляется с возрастом. Наивысшие темпы прибавки длины тела характерны для внутриутробного развития. Чуть медленнее — первые месяцы жизни.
Увеличение длины тела происходит скачками. Для ребенка характерна не только «сезонная» динамика, но и чередование периодов «вытяжения» (вырастания) и «округления» (набора массы тела).
Более интенсивно растут части тела, наиболее удаленные от головы. Именно этот факт позволяет в итоге приблизить пропорции малыша к взрослым соотношениям.
Как правильно провести измерения
Лучше это делать с помощником, который будет придерживать малютку так, чтобы лопатки, крестец и пятки касались ровной поверхности, на которой лежит ребенок. В первые месяцы жизни, возможно, понадобится легкое надавливание на колени ребенка для полного распрямления ножек. Замеры производятся ростомером либо сантиметровой лентой.
Как оценить полученный результат:
можно использовать прибавки роста по месяцам:
1–3 месяцы — по 3 см ежемесячно;
4–6 месяцев — по 2,5 см ежемесячно;
7–9 месяцев — 1,5–2 см ежемесячно;
10–12 месяцев — 1 см в месяц.
Несложно подсчитать, что за первый год жизни малютка вырастает в среднем на 25 см;
врачи используют центильные таблицы, где каждый оцениваемый показатель сравнивается со средним в популяции. Для их создания используются замеры, полученные у большого количества детей того же возраста и пола.
Поясню на примере: для создания центильной шкалы длины тела можно выстроить в шеренгу по росту 100 обычных мальчиков возраста 1 года. Рост первых 3 ребят будет оценен как самый низкий, рост последней троицы — самый высокий. Самый встречаемый рост — от 25 до 75 см. Если записать длину тела по частоте встречаемости в виде таблицы — получится центильная шкала оценки длины тела у мальчиков 1 года.
То есть, используя центильные таблицы, вы сравниваете рост своего ребенка со среднестатистическими показателями, характерными для вашего пола и возраста. Соответственно, если показатель попадает в средний интервал (25—50—75%), рост вашего малыша совпадает с большинством здоровых детей того же пола и возраста. Зоны внимания, где желательно обращение к педиатру, — это 0—3—10%, 90—97—100%.
Масса тела
Особенностями этого показателя являются:
Чувствительность и лабильность. Масса тела маленького может меняться под влиянием различных условий даже в течение дня. Зависимость этого показателя от изменений в питании, окружающих условий, самочувствия ребенка позволяет использовать его для оценки текущего состояния организма.
Для новорожденного крохи характерна физиологическая потеря массы тела — и это тоже нужно принимать во внимание. В первые дни после рождения малютка выделяет кал, накопившийся внутриутробно, — меконий. Небольшие потери массы также идут за счет испарения жидкости кожей и подсыхания пуповинного остатка. Общая потеря массы младенцем может составить до 6–8%. Вес при рождении восстанавливается только к 10-му дню.
Как правильно провести измерения
Желательно пользоваться электронными весами, способными зафиксировать вес ребенка, двигающего ручками и ножками. Обязательно нужно учесть вес пеленки, которую вы подкладываете под малыша. И, пожалуйста, проводите взвешивание с частотой не более чем 1 раз в неделю! Малыш набирает вес неравномерно, периодами. И когда масса тела заметно меняется, следует на забывать перейти на новый размер подгузника. Подобрать нужный размер подгузника для вашего крохи вам поможет размерная сетка подгузников Huggies ® Elite Soft — линейка для малышей с самого рождения — мягкие и комфортные с новым супермягким слоем SoftAbsorb, впитывающим жидкий стул и влагу за секунды.
Самым маленьким — Elite Soft для новорожденных — нежные, как мамины прикосновения. Деткам постарше, с 5 кг — Elite Soft для малышей от 3-х месяцев. А для мальчиков и девочек от 7 кг, отлично подойдут трусики-подгузники Huggies ® , комфортные и эластичные, дающие вашему непоседе настоящую свободу движения и чувство защищенности. Эти трусики имеют еще одно преимущество: они надеваются через ножки так же легко, как и настоящие трусики. И снимаются они тоже за считанные секунды, благодаря специальным застежкам на боковинках.
Как оценить полученный результат взвешивания:
можно воспользоваться готовыми прибавками массы. За первый месяц младенец, в среднем, набирает 600 грамм;
2 месяц — 800 грамм;
3 месяц — 800 грамм;
4 месяц — 750 грамм;
5 месяц — 700 грамм;
6 месяц — 650 грамм;
7 месяц — 600 грамм;
8 месяц — 550 грамм;
9 месяц — 500 грамм;
10 месяц — 450 грамм;
11 месяц — 400 грамм;
12 месяц — 350 грамм.
Таким образом, можно заметить, что удвоение массы тела происходит в возрасте около 4,5 месяцев, утроение — к году;
второй способ — центильные таблицы. Способ оценки — тот же, что и для роста. Совпадение массы тела вашего ребенка с показателем, находящимся в коридоре 25—50—75% подтверждает то, что с ребенком все в порядке. Если масса тела вашего малыша сравнима с показателями из крайних коридоров (0—3—10% или 90—97—100%) — есть повод обсудить это с педиатром.
Соотношение роста и массы
Этот показатель используется для оценки индивидуальных особенностей развития ребенка. Еще одна центильная таблица показывает отношение массы к росту вне зависимости от возраста ребенка. Именно эта таблица — прекрасная возможность «реабилитировать» всех «дюймовочек» и «великанов».
Поясню: у каждого ребенка свой темп развития: медленный, средний, быстрый. В педиатрии эта обобщенная оценка темпа роста малыша называется «соматотип»: микро, мезо- и макро в зависимости от показателей. Соответственно, показатели роста и массы ребенка с медленным темпом развития («микросоматотип») будут находиться в коридоре 0—3—10%. Масса и рост ребенка с «макросоматотипом» будет сравнима с 90—97—100% коридором.
Зато при сопоставлении результатов измерения таких детей с центильной таблицей соотношения роста и массы определяется вполне гармоничное развитие ребенка: именно его масса соответствует его росту (коридор 25—50—75%).
Окружность головы
Этот показатель определяет не только пропорциональность развития, но и благополучие со стороны развития центральной нервной системы.
Как правильно провести измерения
Измерение проводится сантиметровой лентой, которая проходит по надбровным дугам и затылку. Желательно, чтобы измерения проводил всегда один и тот же человек.
Как оценить полученный результат:
прибавки в окружности головы составляют в возрасте от 1 до 6 месяцев — 1,5 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев — 0,5 см в месяц;
вариант второй — центильные таблицы.
Окружность груди
Показатель является вспомогательным, используется для оценки пропорциональности развития.
Как правильно провести измерения
Измерение проводится сантиметровой лентой, которая проходит сзади по нижним углам лопаток, спереди — по нижним краям околососковых кружков.
Как оценить полученный результат:
прибавки в окружности груди составляют в возрасте от 1 до 6 месяцев — 2 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев — 0,5 см в месяц;
вариант второй — центильные таблицы.
У каждого человека свое представление о том, как должен выглядеть маленький ребенок. И оно не всегда совпадает с понятием «здоровый малыш». Румяный пупс в «перетяжках» — классический образ младенца, греющий душу не одному поколению бабушек, — на самом деле может свидетельствовать об избытке массы тела и, как следствие, наборе специфических заболеваний в будущем.
Получая результаты измерений вашего ребенка, вспомните о его индивидуальных особенностях. Малыш, родившийся с весом 2900 и ростом 48 см, в годовалом возрасте будет, скорее всего, отличаться от крепыша с массой при рождении 4200 и ростом 56 см. И это нормально. Бесконечное разнообразие людей на нашей планете — это, действительно, здорово!
Источник
Ребенок первого года жизни
Физическое развитие
Никогда ребенок не растет так быстро и не развивается так быстро, как на первом году жизни. Темпы прибавки массы и длины тела, развитие психических и двигательных функций очень индивидуальны, и все же есть определенные ориентиры, которые помогают родителям следить за здоровьем своего малыша.
На первом году жизни ведущими показателями физического развития являются: масса и длина тела, окружность головы, грудной клетки и живота. Особенно важно следить на прибавкой массы и длины тела ребенка.
Ребенок, родившийся доношенным, в норме удваивает первоначальную массу тела к 4,5-5 месяцам жизни, а утраивает ее к 10-11 мес. В первом полугодии примерная среднемесячная прибавка массы тела составляет 700-800 г, во втором полугодии- 400-600г.
Для определения веса младенца его взвешивают на специальных детских весах с точностью до 10 граммов. Вначале на весы кладут пеленку, фиксируют ее вес, затем укладывают на нее раздетого ребенка. Для точного определения массы тела из показаний весов вычитается вес пеленки. Взвешивать ребенка надо сначала ежемесячно (на первом месяце, если в этом возникает необходимость, – даже еженедельно), затем – раз в 2 месяца.
Масса тела ребенка первого полугодия жизни в граммах может быть примерно определена, как сумма массы тела при рождении плюс 800 г*число месяцев (800 г – это среднемесячная прибавка). Для второго полугодия примерная нормальная масса тела равна массе тела при рождении плюс средняя прибавка за первое полугодие (800*6=4800)+400г (среднемесячная прибавка)*(возраст в месяцах-6).
Надо следить и за увеличением длины тела – этот показатель отражает сложные процессы, происходящие в организме, и, в какой-то мере, уровень его зрелости. В детской поликлинике длину тела измеряют с помощью ростомера, дома для этого можно воспользоваться обычной сантиметровой лентой. В первые три месяца жизни длина тела в норме увеличивается примерно на 3 см ежемесячно (9 см за квартал). Во втором квартале увеличение становится менее интенсивным – 2,5 см в месяц, то есть 7,5 см, в третьем -1,5-2 см в месяц, то есть 5-6 см, в четвертом квартале – 1 см в месяц, то есть 3 см за квартал. Длина ребенка за весь первый год увеличивается на 25 см и должна составлять к году не менее 75 см. для того, чтобы получить представление о том, гармонично ли развивается ребенок, необходимо не только знать, как он прибавляет в массе, но и учитывать величину окружности головы , грудной клетки и живота.
Для определения длины тела нужно уложить ребенка на ровную поверхность, например на стол, таким образом, чтобы он касался этой поверхности одновременно лопатками, крестцом и пятками – пальчики ног должны быть расположены вертикально вверх. Пятки и макушку надо прижать, чтобы не смещались, и измерить расстояние между ними.
Следить за ростом окружности головы надо обязательно. Значительное отставание или, наоборот, слишком быстрое увеличение ее окружности, по сравнению с нормой, обычно свидетельствует о неблагополучии. В подобных случаях необходима консультация врача, а иногда и полное медицинское обследование.
При рождении окружность головы в среднем равна 34-36 см. В первые месяцы жизни она растет довольно быстро – за первый месяц увеличивается в среднем на 1,5-2 см темп увеличения окружности головы ребенка до года можно оценить так: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, на каждый месяц, недостающий до 6, надо отнять 1,5 см от 43 см, на каждый последующий – прибавить 0,5 к 43 см к году окружность головы должна равняться 46 см.
В процессе роста черепа изменяются размеры большого и малого родничка. Малый родничок закрывается к 2-3 месяцам жизни, большой родничок – к году. У некоторых детей этот процесс заканчивается на 2-3 месяца раньше или позже, что считается вариантом нормы.
Для правильного измерения окружности головы сантиметровой лентой плотно обхватывают сзади затылок, а спереди – надбровные дуги.
Рост окружности груди отражает степень развития грудной клетки, ее мышечного слоя и подкожно-жировой клетчатки. При рождении окружность груди равна 32-34 см, что на 1,5-2 см меньше окружности головы. В 4 месяца эти окружности уравниваются, а затем во все периоды детства увеличение грудной клетки опережает рост головы.
Для ориентировочной оценки развития грудной клетки можно использовать следующий расчет: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий до 6 месяцев нужно вычесть 2 см из 45 см, на каждый последующий после 6 месяце – прибавить 0,5 см к 45 см.
Окружность груди измеряют при спокойном состоянии младенца. Сантиметровую ленту при этом накладывают сзади на уровне нижних углов лопаток, а спереди – по нижним краям околососковых кружков.
При измерении окружности живота сантиметровая лента должна проходить по его самому выпуклому месту. Окружность живота в норме несколько меньше окружности груди; если она больше, то это может означать, что ребенок развивается непропорционально и надо поговорить об этом с врачом.
Темпы развития каждого ребенка индивидуальны, но значительные отклонения от средних показателей должны встревожить родителей, ибо они могут быть обусловлены каким-либо заболеванием. В этом случае необходима консультация врача.
Психомоторное развитие
Первый год жизни ребенка – это период его адаптации к внешнему миру. За эти 12 месяцев ему предстоит пройти огромный путь – научиться сидеть, вставать на ноги, делать первые шаги, произносить первые звуки и слова.
Новые навыки и умения приходят к нему в определенной последовательности, но, конечно, при условии правильного ухода и развивающих занятий.
Большинство действий в этом возрасте ребенок совершает рефлекторно: сосет материнскую грудь, в ответ на раздражения производит движения ручками и ножками, сжимает ручки в кулачки и подносит их ко рту, пытается несколько секунд удерживать голову в вертикальном положении. Почти все время между кормлениями ребенок спит.
Ребенок поднимает и удерживает голову. Лежа на животе, приподнимает голову и грудь, поворачивает голову в сторону звука. Может сжимать и разжимать кулачки, рефлекторно удерживает игрушку, вложенную ему в руку. При виде взрослых улыбается. Начинает больше времени бодрствовать, знакомясь с окружающим миром.
Более устойчиво удерживает голову в вертикальном положении. Лежа на животе, приподнимается, опираясь на предплечья и локти. Может переворачиваться со спины на бок. Увеличивает объем движений, но они остаются нескоординированными. Активно следит за движущимся предметом, тянется за игрушкой. На обращения взрослых реагирует радостной улыбкой, появляются смех и гуление, выражающие положительные эмоции.
Не только хорошо удерживает голову в вертикальном положении, но и приподнимает ее из положения лежа на спине. При поддержке в вертикальном положении более устойчиво упирается ножками. Может сидеть с поддержкой, свободно переворачивается со спины на живот. Лежа на животе, приподнимается, опираясь на ладони, тянется ручками к различным предметам. Может брать игрушку и подносить ее ко рту. Оживляется, улыбается, смеется, когда с ним играют взрослые.
При поддержке стоит устойчиво на ногах, садится, но удерживать прямо спину еще не может. Пытается поворачиваться с живота на спину. Лежа на спине, хватает себя за стопы и тянет их в рот. Узнает родителей, членов семьи, хорошо улавливает интонации обращенной к нему речи, более эмоционально реагирует на окружающее.
Умеет самостоятельно садится и сидит без поддержки. Может тянуться вперед их положения сидя. Переворачивается в любую сторону. При поддержке за руки встает и пытается переступать ножками. Пытается ползать на четвереньках. Может самостоятельно играть с игрушками, перекладывая их из одной руки в другую, поднимать упавшую. Начинает лепетать, то есть повторно произносить отдельные слоги «ма», «ба», «на». Для развития этих умений особенно важны общение со взрослыми, обращенная к ребенку речь.
Поднимается на четвереньки и свободно ползает. Уверенно сидит. Самостоятельно может наклоняться и выпрямлять туловище. При опоре встает на колени, а при поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками. Любит прыгать на месте. Хлопает в ладоши и любит бить игрушки одну об другую. Ищет взглядом и находит на привычном месте крупные предметы, которые называют взрослые. Тянется к своему изображению в зеркале.
Держать за перила манежа, кроватки или стул, встает и сам садится. Пробует ходить при поддержке за обе руки. Умеет по желанию разжимать пальцы, любит бросать игрушки на пол. Пытается хлопать в ладоши («ладушки»). Становится разнообразнее мимика. Появляется интерес и удивление при виде новой игрушки или незнакомого лица. Отличает знакомых от незнакомых. Ищет взглядом нужный ему предмет и проявляет настойчивость в стремлении достать его. Много играет с игрушками, охотно вступает в контакт со взрослыми.
Пытается стоять без опоры. Самостоятельно ходит, держась за опору, приподнимается и встает из любого положения. Выполняет довольно сложные движения: перебирает кубики, игрушки, собирает мелкие предметы. Выполняет простые пробы: «дай ручку», «помаши рукой – до свидания» и др. ищет упавший предмет, игрушку, запоминает их названия. Помнит свое имя, поворачивает лицо к тому, кто его зовет. Улавливает не только интонацию, но и значение отдельных слов («нельзя», «дай», «брось», «иди»). Различает цвета, форму игрушек, предметов.
Стоит без опоры, самостоятельно поднимается; может ходить, держась за руку или за коляской. Разглядывает мелкие предметы с любопытством, берет их двумя пальцами, держит цепко игрушку, которая ему особенно понравилась, и не отдает ее. Хорошо подражает движениям взрослых, может выполнять сложные движения: открывает или закрывает крышку коробки, прячет игрушку, мяч.
Хорошо ориентируется в пространстве (встает, садится, ходит при поддержке за руку). Находит любимые предметы. Знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела. Заметно возрастает координация движений пальцев (крепко держит игрушки, комкает, рвет бумагу). Переворачивает страницы книги.
Начинает самостоятельно ходить, подходит, если его подзовут. Приседает и выпрямляется без опоры; наклонившись, может поднять предмет. Отдает игрушку, если ее у него просят. Выполняет довольно сложные задания: открывает дверь, приносит отдельные игрушки, предметы. Пытается участвовать в одевании, умывании. Любит наблюдать за передвижением людей, животных; тянется к движущимся предметам, игрушкам.
Зубы и их гигиена
Хорошие зубы – это не только одно из слагаемых красоты, но и залог нормального пищеварения, общего здоровья.
Каждый зуб состоит из коронки (часть зуба, выступающая в полость рта) и корня, который находится в челюсти.
Коронка покрыта эмалью – самой твердой частью человеческого организма (на 96% состоит из минеральных веществ). Основу зуба составляет находящаяся под эмалью менее минерализованная и более мягкая ткань – дентин. Корень покрыт цементом. Внутри зуба расположена пульпа – мягкая ткань, содержащая сосуды и нервы. Пульпа отвечает за питание дентина, эмали и цемента. Эмаль и цемент дополнительно насыщаются минеральными веществами за счет слюны и пародонта – тканей, соединяющих корень зуба с костью челюсти.
Ребенок рождается с зачатками не только молочных, но и постоянных зубов, которые постепенно приходят на смену выпадающим молочным. Описаны случаи, когда ребенок рождался с уже нормально развитыми и здоровыми зубами или они прорезывались в течение первых 30 дней жизни. Но такой феномен встречается редко. Преждевременно прорезавшиеся зубы обычно незрелые, излишне подвижные из-за несформированных корней и быстро выпадают. В этом случае можно попытаться укрепить зубы – современная детская стоматология это позволяет. Есть специальные накладки из мягкой пластмассы, которыми покрывают зубы во время кормления.
У некоторых детей зубы прорезываются совершенно безболезненно, но большинство детей в этот период становятся капризными , плохо спят, у них может повысится температура.
Сроки прорезывания молочных зубов
Зубы | Возраст (месяцы) | |
Нижние | Верхние | |
Средние резцы | 4-8 | 6-10 |
Боковые резцы | 7-10 | 8-12 |
Клыки | 16-20 | |
Первые большие коренные зубы | 11-18 | |
Вторые большие коренные зубы | 20-30 |
Сроки прорезывания постоянных зубов
Зубы | Возраст (годы) | |
Нижние | Верхние | |
Средние резцы | 6-7 | 7-8 |
Боковые резцы | 7-8 | 8-9 |
Клыки | 9-11 | 11-12 |
Первые малые коренные зубы | 10-12 | 10-11 |
Вторые малые коренные зубы | 11-13 | 10-12 |
Первые большие коренные зубы | 5,5-7 | |
Вторые большие коренные зубы | 12-13 | 12-14 |
Третьи большие коренные зубы | 17-30 |
По мере роста ребенка формируется и зубочелюстная система. Правильному формированию прикуса у новорожденного способствует грудное вскармливание. Активное сосание способствует тому, что нижняя челюсть постепенно смещается вперед и к моменту прорезывания зубов смыкается с верхней, то есть формируется правильный прикус.
Неправильный прикус – это, прежде всего, нарушение или отсутствие контакта между зубами. Различают три вида неправильного прикуса, которые могут сочетаться и иметь разную степень выраженности. При обычном осмотре эта аномалия определяется по взаиморасположению передних зубов:
- прогнатический прикус – верхние зубы чрезмерно перекрывают зубы нижней челюсти;
- прогенический прикус – зубы нижней челюсти перекрывают верхние;
- открытый прикус – передние зубы верхней и нижней челюстей не соприкасаются, при этом ширина щели между ними может варьировать от 2-3 мм до1,5 см.
Формированию дефектного развития челюстей и неправильного прикуса в раннем возрасте способствуют:
- постоянное сосание пустышки во время бодрствования и сна (пустышка ребенку нужна, но постоянное присутствие ее во рту вредно);
- сосание языка, пальца или различных предметов;
- прикусывание и сосание нижней губы;
- дыхание через рот;
- несмыкание губ (положение языка между зубами).
Дети, имеющие аномалии прикуса, из-за отсутствия полноценного контакта между зубами не могут нормально пережевывать пищу, она плохо смачивается слюной, а язык при глотании упирается в губы, в результате чего мышцы рта напрягаются, и все лицо «участвует в глотании».
При отсутствии коррекции дефектов прикуса могут наблюдаться заболевания пищеварительной системы и ранняя потеря зубов, поскольку неадекватная и неравномерная нагрузка на разные зубы при жевании вызывает раздражение, а затем и воспаление тканей, удерживающих их в челюсти (ткани пародонта). Ткань разрушается, зуб расшатывается и выпадает.
Лечением подобных аномалий занимается стоматолог-ортодонт. В настоящее время разработано большое количество методов и аппаратов для изменения прикуса. Используются съемные конструкции, так называемые «ортодонтические пластинки» с винтами и крючками, и несъемные системы, которые укрепляются на зубах и позволяют постепенно перемещать зубы в необходимом направлении (брекет – система). Использование того или другого аппарата определяется врачом по клиническим показаниям.
Несколько общих советов родителям:
- к 5 _ 6 месяцам жизни малыша его надо приучать есть прикорм из ложки и пить сок и воду из чашки;
- как только сформируется молочный прикус, дети должны жевать достаточно твердую пищу;
- следует запрещать детям кусать ногти, прикусывать и сосать губу, кулачки или пальчики.
О рахите
Рахит довольно часто развивается на первом году жизни ребенка, и родителям надо иметь представление о его первых признаках, профилактике и лечении.
Рахит возникает при недостатке в организме солей кальция, необходимых для роста и развития костей. Причиной этого является дефицит витамина Д.
Под влиянием ультрафиолетовых солнечных лучей в коже образуется предшественник витамина Д, который превращается в витамин Д. Последний повышает всасывание кальция в кишечнике и отложение его в костях (в виде соединения с фосфором). При дефиците витамина Д не происходят отложения солей кальция в растущих костях. Они становятся мягкими и легко деформируются. В результате у ребенка формируются искривление ног, деформации головы и грудной клетки, изменения костей таза (у девочек это в будущем может осложнить течение родов).
Витамина Д в пище мало. Например, в одном литре коровьего молока его в 20 раз меньше суточной потребности ребенка. Исключением является яичный желток, но его дают лишь с 6 месяцев.
Суточная потребность грудного ребенка в кальции составляет 0,3-0,5 г, а в витамине Д – 200-400 МЕ. В первые месяцы жизни ребенку хватает кальция, содержащегося в грудном молоке, но со второго полугодия требуется дополнительное введение кальция. В коровьем молоке кальция в 3-4 раза больше , чем в грудном, так что молочные продукты (особенно творог и сыр) – прекрасный источник кальция.
Злаки, особенно пшеница, богаты фитином, содержащим фосфор. Фосфор связывает кальций в кишечнике, тем самым, препятствуя его всасыванию. Поэтому дети, которым по 2-3 раза в день дают манную кажу или картофельное пюре, недополучают кальций и могут заболеть рахитом.
Рахит обычно проявляется уже на втором месяце жизни, а у недоношенных детей еще раньше. Ребенок становится раздражительным, хуже спит, у него появляется чрезмерная потливость. Пот вызывает зуд, в частности в области затылка, при этом ребенок крутит головкой, что приводит к облысению затылка.
Врач при осмотре может обнаружить размягчение краев родничка, затылочной кости, уплощение черепа. Если не принять мер, размягчение костей приведет к появлению в нижней части грудной клетки борозды, а затем – к искривлению ног по типу букв «О» и «Х». так называемый «рахитический горб» связан со снижением тонуса мышц спины.
Под влиянием рахита рост костей (особенно ног) замедляется, ребенок может не достичь нормального роста, а пропорции тела окажутся неправильными. О-образные деформации ног в течение 3-4 лет обычно исчезают, Х-образные («стукающиеся коленки») нередко остаются на всю жизнь.
Для профилактики и лечения рахита применяют витамин Д врачи рекомендуют начинать проходить профилактику рахита в возрасте одного месяца, а при недоношенности – с двух недель: детям назначают масляный или водный (что предпочтительнее) раствор витамина Д. во всех случаях и при профилактике, и при лечении рахита- общую дозу и схему введения витамина Д назначает врач.
Возможно индивидуальная повышенная чувствительность к витамину Д. поэтому, если ребенок после нескольких дней применения препарата начинает отказываться от еду, у него появляется тошнота или рвота, необходимо обратиться к врачу.
Летом в солнечные дни ребенок должен принимать воздушные ванны в утренние часы в течение 15-30 минут. Надо помнить, что регулярные прогулки, массаж, гимнастика являются важными мерами профилактики рахита.
Массаж
Его цель – оказать общее благоприятное действие на организм. Однако начинать массаж надо обязательно с разрешения врача, так как существуют некоторые противопоказания к его проведению.
Массаж улучшает аппетит, поддерживает нормальную работу желудочно-кишечного тракта, способствует формированию ритма сна и бодрствования, поддерживает мышечный тонус, ускоряет моторное развитие, закаляет ребенка.
Важно помнить, что занятия массажем должны доставлять ребенку удовольствие. Если он плачет во время занятий, их надо тут же прекратить, чтобы у него не закрепились отрицательные эмоции: лучше повторить или завершить комплекс через некоторое время.
У большинства детей массаж можно проводить после 2-3 недели жизни.
Место и время проведения массажа
Для того, чтобы массаж был максимально эффективным, должны быть созданы оптимальные внешние условия: комнату надо хорошо проветрить, температура в ней должна быть комфортной.
Проводить массаж надо на твердой, теплой, нескользкой поверхности. Это может быть пеленальный или обычный стол, накрытый байковым одеялом, клеенкой и пеленкой.
Массаж лучше не делать перед ночным сном, проводить его надо не ранее чем через 30-40 минут после кормления, чтобы не спровоцировать срыгивание.
- Длительность одного сеанса массажа может составлять от 5-7 до 20 минут – это зависит от возраста ребенка и его реакции на процедуру.
- В течение дня следует проводить один сеанс массажа.
- Желательно, чтобы первый сеанс массажа, проводимый родителями самостоятельно, проходил под наблюдением врача или медицинской сестры массажистки. Неправильно проведенные упражнения могут нанести вред ребенку.
- При заболеваниях ребенка (повышенная температура, простуда, аллергические реакции, гнойнички на коже, дерматит) следует временно прекратить проведение упражнений.
- Перед проведением массажа необходимо вымыть руки, снять кольца и подстричь ногти, чтобы случайно не травмировать кож ребенка. Чтобы движения рук по коже были мягкими, скользящими, руки должны быть обязательно теплыми, их необходимо смазать маслом. Для массажа лучше взять минеральное масло или растительное масло с минеральными добавками.
Приемы оздоровительного массажа
Поглаживающий массаж расслабляет, поэтому движения должны быть очень нежными, работают только пальцы и кисть. Этот прием проводится ладонной поверхностью кисти.
Более интенсивное и глубокое поглаживание тоже способствует расслаблению мышц и снижению возбудимости нервной системы. Производится одним, двумя или тремя пальцами ладонной поверхностью кисти круговыми движениями. Движения должны быть энергичнее, чем при поглаживании, чтобы воздействовать на более глубокие слои кожи.
Прием аналогичен растиранию, но еще более глубоко воздействует на кожу и мышцы. Тремя пальцами (указательным, средним и безымянным) производят одновременно круговые и поступательные движения, энергично разминая мышцы.
Это быстрое, ритмичное сотрясание кожи и подкожной клетчатки ладонной поверхностью кисти или пальцами. Это упражнение очень полезно и для здоровых детей, и для перенесших недавно респираторную инфекцию. Каждое движение стоит повторять не менее 4 раз или кратно четырем (то есть восемь, двенадцать и т.д.) для воспитания чувств ритма.
Упражнения для детей на 3-8-й неделях жизни
- Поглаживающие движения по лбу от середины к вискам.
- Поглаживание пальцев на ногах.
- Массаж груди: выполняется легкими движениями от грудины к плечевым суставам, а затем – от середины грудины к межреберным промежуткам.
- Массаж ног: придерживая правую ногу под пятку левой рукой, правой рукой обхватывающим движением гладят ногу от стопы к тазобедренному суставу. Левую ногу массируют, соответственно, левой рукой.
- Поглаживание каждого пальчика на руках.
- Легкое поглаживание рук кисти к плечу.
- Поглаживание тыла кисти, ладони, особенно в области возвышения большого пальца и мизинца.
Длительность массажа в этот период должна составлять от 5 до 10 минут, более длительные занятия малышу трудно выдержать, он устанет и начнет плакать. Это главный сигнал к прекращению упражнений. Через несколько часов можно снова начать занятия.
Упражнения для детей на 3-м месяце жизни
- Массаж спины: поглаживая спину тыльной стороной обеих ладоней, продвигаются от ягодиц к голове, а затем поворачивают руки ладонной стороной и поглаживают спину от головы к ягодицам.
- Растирание поперечных мышц живота: ладони обеих рук подводят под поясницу ребенка, затем обе руки одновременно перемещают до соединения ладоней над пупком ребенка.
- Массаж живота: исходное положение – ребенок лежит на спине, ногами к взрослому. Правой рукой (ладонью) по ходу часовой стрелки поглаживают живот ребенка, не надавливая на область печени.
- Растирание прямых мышц живота: обе ладони помещают на живот ребенка около пупка и ладонной поверхностью рук растирают мышцы живота.
Упражнения для детей на 4-м месяце жизни
- Скрещивание мышц на груди.
- Поворот со спины на живот при поддержке за левую руку, а затем – за правую (фиксируют голени ребенка чуть выше голеностопных суставов. Указательный палец руки вкладывают в руку ребенка, чтобы он ухватился за него. Поворачивают ноги ребенка так, чтобы его таз слегка повернулся. Ребенок при этом рефлекторно поворачивает голову и плечики в ту же сторону. Осторожно потягивая ребенка за руку, помогают ему совершить поворот).
- Массаж рук
- Сгибание и разгибание рук
- Вибрационный массаж грудной клетки
- Массаж живота
- Массаж спины
- Массаж ног
- Массаж стоп
Упражнения для детей на 5-6-м месяцах жизни
- Поднимание верхней части туловища из положения на спине.
- Скользящие шаги.
- «Парение» в положении на животе.
- «Парение» в положении на спине.
- Сгибание и разгибание рук
- Скрещивание рук на груди
- Вибрационный массаж грудной клетки
- Массаж живота
- Массаж спины
- Сгибание и разгибание ног
- Массаж ног
- Одна из задач этого комплекса – подготовить мышцы ребенка к ползанию, которое для него очень полезно, так как готовит к ходьбе.
Упражнения для детей на 7-9-м месяцах жизни
- Присаживание за одну руку: одной рукой фиксируют ноги малыша, а другой помогают ему подняться (ребенка поднимают попеременно за каждую руку, по 2-3 раза).
- Стимуляция ползания на четвереньках за игрушкой
- Поворот на живот с поддержкой за руку.
- Стимуляция вставания на колени, а затем – на ноги с поддержкой.
- Упражнения для пальцев: отведение большого пальца
- Упражнения для ног: одновременное сгибание и разгибание ног с привидением их к животу, поочередное сгибание ног, круговые движения в тазобедренных суставах согнутых ног.
Длительность занятий в этот период может быть от 15 до 30 минут. В этом возрасте у ребенка начинает формироваться связь движения со словом. Поэтому надо уже сопровождать все упражнения словами «садись-ложись», «повернись на живот».
Упражнения для детей на 10-12-м месяцах жизни
- Наклоны туловища и выпрямление: исходное положение – ребенок стоит на столе, спиной к взрослому. Ладонью левой руки придерживают колени ребенка, предупреждая сгибание в коленных суставах. Ладонь правой руки кладут на живот ребенка для поддержки туловища. Побуждают его наклоняться за игрушками, но не приседать. Для этого кладут перед ним два одинаковых предмета (колечки, погремушки), просят его взять эти предметы двумя руками, а потом точно так же положить. Это упражнение повторяют 2-3 раза. Его можно выполнять только с теми детьми, которые хорошо стоят самостоятельно.
- Круговые движения руками
- Поворот со спины на живот в обе стороны
- Подъем выпрямленных ног
- Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно
- Массаж живота
- Массаж спины
- Присаживание с фиксацией колен из положения лежа
- Приседание
- Скользящие шаги.
В этом возрасте многие дети не только хорошо стоят, но и уже начинают ходить. Значит, особое внимание нужно уделять согласованности действий всех мышц – координации движений. С переходом на прямохождение во много раз возрастает нагрузка на позвоночный столб. Поэтому необходимо продолжать массировать мышцы спины и живота.
Режим дня, воспитание и игрушки
Если в первые недели жизни удается установить режим кормления, то он становится стержнем всего суточного ритма, – ребенок всегда в одно и то же время спит, бодрствует, гуляет. Такая ритмичность полезна, прежде всего, самому ребенку, но она упорядочивает и жизнь всей семьи, дает родителям возможность лучше располагать своим временем, больше отдыхать.
Речь идет не о жестком режиме, когда все диктует часовая стрелка. Индивидуальность ребенка, его самочувствие, настроение, изменения метеорологических условий, к которым маленькие дети очень чувствительны, какие-то семейные события могут, конечно, свои коррективы. Но основ ритма все- таки надо придерживаться.
В режим дня обязательно должны входить и прогулки – длительность их постепенно увеличивается. Дневной сон будет крепче, если проводить его на свежем воздухе. Когда ребенок станет старше и будет меньше спать днем, можно гулять на воздухе и в часы бодрствования. Свежий воздух действует на ребенка успокаивающе, улучшается работа многих органов и систем, повышаются общие защитные силы, улучшаются обменные процессы. В коже ребенка под действием солнечного света вырабатывается витамин Д.
Примерный режим дня ребенка первого года жизни
Возраст | |||
1-5 мес | 5-9 мес | Старше 9 мес | |
Кормление | 6.00-6.30 | ||
Бодрствование, туалет | 6.30-7.30 | ||
Сон | 7.30-9.30 | 7.30-10.30 | |
Кормление | 9.30-10.00 | 10.00-10.30 | |
Бодрствование | 10.00-11.00 | 10.30-12.00 | |
Сон | 11.00-13.00 | 12.00-14.00 | |
кормление | 13.00-13.30 | 14.00-14.30 | |
Бодрствование | 13.30-14.30 | 14.30-16.00 | |
Сон | 14.30-16.30 | 16.00-18.00 | — |
Кормление | 16.30-17.00 | 18.00-18.30 | |
Бодрствование | 17.00-18.00 | 18.30-19.30 | |
Сон | 18.00-19.30 | — | |
Купание | 19.30-20.00 | ||
Кормление | 20.00-20.30 | ||
Сон | 20.30-6.00(с перерывом для кормления) | 20.30-6.00 |
На летнюю прогулку надо одевать ребенка легко, чтобы он не перегрелся. Головка должна быть защищена от солнца, надо полностью избегать прямых солнечных лучей, особенно в первые три месяца жизни. Нежная кожа ребенка очень чувствительна, поэтому даже небольшое облучение может повлечь за собой ожог и повышение температуры.
В зимнее время первые прогулки можно совершать при температуре до минус 5°С. Многие дети плохо переносят сильный ветер, туман, мороз или жару. В такие дни можно устроить прогулку в комнате при открытых окнах.
На первом году жизни, как никогда, физическое развитие связано с психическим, с развитием интеллекта. Моторика ребенка — зеркало его психики. Наблюдать за развитием младенца каждый день, отмечать какой-то новый его успех – огромная радость для родителей, дедушек и бабушек.
Главная потребность ребенка, решающее условие его нормального развития – любовь в семье. Нежное прикосновение рук матери, отца, дедушки и бабушки, зрительный контакт с членами семьи, ласковые голоса способствуют созреванию эмоциональной сферы ребенка, укрепляют связь между ребенком и взрослым.
Дети, даже самые маленькие, понимают, что их любят, с их желаниями считаются. В воспитании нет готовых рецептов и решений. Каждый ребенок представляет собой индивидуальность, поэтому не может быть универсальных воспитательных средств. Прежде всего, родители должны научиться понимать своего ребенка и быть достаточно внимательными и терпеливыми — тогда успех обеспечен.
В первые месяцы жизни ребенок особенно нуждается в нежных прикосновениях, поглаживаниях, которые дают не только психологический эффект, но и являются важнейшим стимулятором развития нервной системы. Малыш в этом возрасте узнает голос матери или отца, устанавливает с ними зрительный контакт. Плач и гуление — это «язык» ребенка. Чтобы выразить свое недовольство или боль, он плачет, когда доволен – начинает гулить. Это гуление, как и последующий лепет, надо поддерживать, устраивать перекличку с ребенком, повторяя произносимые им звуки, понемножку усложняя их. Дети реагируют на интонации голоса родителей. С ребенком надо всегда разговаривать, сопровождая словами свои действия (умывание, пеленание, купание). Интонацией можно поощрять действия ребенка или выразить неудовольствие его поведением.
Огромное значение для развития ребенка имеет правильный, соответствующий возрасту подбор игрушек. Они способствуют развитию органов чувств, служат учебным пособием для совершенствования различных навыков, а также средством познания мира. Вначале ребенку нужны игрушки для разглядывания (цветные шары), потом – для ощупывания (такие, которые удобно взять в руку) или для более сложных действий (постукивания, перекладывания, перекатывания). Такие занятия способствуют развитию мелких движений кисти, а эти движения очень важны, они дают мощные стимулы развитию психики, активизируют зоны мозга, ведают речью.
Уже на втором месяце, занимаясь с ребенком, надо вложить ему в ручки удобные для захватывания колечки, потрясти справа и слева от него погремушкой, проверяя и тренируя слух. Полезно давать ему ощупывать мелкие предметы с разной поверхностью – гладкой, ребристой, бугристой.
Примерно на 5 — 6-м месяце с ребенком можно начинать игру в «сороку-ворону», сгибая и разгибая его пальчики, или в прятки, закрывая свое лицо пеленкой или косынкой и открывая его или пряча таким же образом и показывая затем любимую игрушку.
8 месяцев игра ребенка становится все более разнообразной. В его распоряжении должны быть какие-нибудь коробки, мисочки, чтобы он мог складывать туда и вынимать оттуда свои игрушки, открывать и закрывать крышки. Предметы должны быть достаточно крупными, чтобы ребенок не мог их проглотить или вдохнуть.
С 10 месяцев малышу надо регулярно показывать книжки с яркими картинками, читая простой текст. Это помогает развивать восприятие речи. Ближе к году ребенок начинает понимать, когда его действия вызывают одобрение, а когда – недовольство окружающих. Родители должны поощрять своих малышей за правильное поведение. Надо помнить, что ребенок всегда должен чувствовать себя любимым, даже если его поступки требуют порицания.
Если малыш настойчиво тянет в рот предмет, которому там не место, надо мягко отвести его руку в сторону, сопровождая это словом «нельзя» и интонацией, и постараться его чем-нибудь отвлечь.
Если ребенок отказывается выполнять то, что ему предлагают, родителям следует проявить терпение и изобретательность, чтобы настоять на своем не травмируя психику маленького упрямца.
К концу первого года жизни малыш способен различать настроения окружающих, и может подражать им. Он уже самостоятельно передвигается по квартире, произносит отдельные слова и многое понимает. Любопытство его безгранично.
Теперь необходимо обеспечить его безопасность – следить, чтобы он не оказался на кухне рядом с плитой, не потянул со стола скатерть вместе со стоящим на ней горячим чайником, чтобы на его пути не попадались мелкие предметы, которые он может проглотить или лекарства. Новые возможности ребенка – новые проблемы для родителей! Но и новые радости!
Одежда и обувь
Об одежде говорят: красивая, теплая, удобная, модная. А о гигиенических ее свойствах обычно задумываются мало. А ведь с помощью одежды вокруг тела создается искусственный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней . Температура под одеждой довольно высокая и колеблется в пределах от 28 до 34°С, относительная влажность невысокая – 20-40%.
Механизмы регуляции температуры тела у малыша весьма несовершенны, и воздействие холода уже через несколько минут вызывает их перенапряжение. Внешне это проявляется в появлении «мраморной» окраски кожных покровов, «гусиной кожи», бледности в области носогубного треугольника. Ясно, что такому ребенку холодно и ему нужна более теплая одежда.
Дети отличаются от взрослых более высокой теплопродукцией. Чем меньше ребенок, тем она выше. В связи с этим, одевая ребенка, не нужно ориентироваться только на собственные ощущения. Если одежда взрослого обеспечивает ему тепловой комфорт, то аналогичная одежда у ребенка может вызывать перегревание.
Двигательная активность детей очень высока. При движении уровень теплопродукции возрастает в 2-4 раза. Это также необходимо учитывать при подборе одежды. Она должна обеспечивать возможность активно двигаться и не вызывать перегревания.
При перегревании у новорожденных и детей раннего возраста температура тела быстро повышается выше 37°С и даже до 38-39°С , что отрицательно сказывается на состоянии ребенка. В подобных случаях повышение
температуры не свидетельствует о заболевании и необходимости лечения, а всего лишь говорит о том, что ребенка нужно одеть в более легкую одежду.
Покрой одежды используется самый простой, с минимальным количеством швов. Распашонки и кофточки всегда запахиваются спереди, лучше, если у них не будет воротника, кружевных или других украшений, завязок, карманов и т.д. Пуговицы на кофточках желательно пришивать маленькие и плоские. Ползунки предпочтительнее с широкими бретелями на застежках. Это необходимо для того, чтобы одежда имела минимальное количество складок и грубых выступающих деталей и узлов.
В жаркое время года ребенку ни дома, ни на прогулке не нужна никакая одежда, кроме подгузника и легкой хлопчатобумажной кофточки. При температуре воздуха 20
22°С можно дополнительно надеть хлопчатобумажные трикотажные ползунки.
Осенью и весной во время прогулки домашняя одежда дополняется теплыми ползунками и кофточкой или костюмом-комбинезоном. Очень удобна шапочка-шлем, вязанная из тонкой хлопчатобумажной или шерстяной пряжи с подкладкой из фланели и с пелериной, закрывающей плечи. Шапочка завязывается под подбородком и застегивается на плоские пуговицы. Надевать на малыша головной платок нежелательно, так как он может нарушить кровообращение в области шеи, затрудняет движения, вызывает неприятные ощущения и, как следствие, – беспокойство ребенка или нарушение сна во время прогулки.
Холодной зимой к этой одежде может добавиться утепленный мешок с капюшоном. Мешок должен иметь три слоя: верхний слой – из мягкой объемной натуральной или синтетической ткани, искусственного или натурально- 1 го меха, средний – утеплитель (ватин поролон или синтепон) и внутренний -подкладка из натуральной ткани. Наиболее подходящая застежка – «молния».
Наилучшая одежда в зимнее время для детей в возрасте одного года и старше – комбинезон, максимально обеспечивающий активные движения ребенка и тепловой комфорт. Сохранению тепла способствует отсутствие потоков воздуха под одеждой, что достигается созданием большого количества замкнутых пространств (отдельно для каждой ручки и ножки, туловища), наличием капюшона и манжет на рукавах и штанинах. Верхний слой комбинезона должен изготавливаться из непромокающих тканей.
Детская обувь должна соответствовать анатомо-физиологическим особенностям ребенка, в первую очередь его стопы, и обеспечить благоприятный микроклимат вокруг стопы, поддержание оптимальной температуры и влажности при любой погоде.
Обувь для детей отличается от взрослой не только размерами, но и конструкцией. Стопа ребенка имеет веерообразную форму: она узкая в области пятки и постепенно расширяется к пальцам. Поэтому обувь для детей должна иметь широкий мыс и, обязательно, надежное и удобное закрепление на ноге, не препятствующее движению. Для этого используются разные виды крепления: шнуровки, ремни, застежки «молния», «липучка» и др. Открытые туфли без застежек (типа «лодочек») недопустимы для детей до семи лет, так как они удерживаются на ноге за счет узкой носочной части и сжимают пальцы, препятствуя нормальному росту и развитию стопы.
Если подошва обуви плохо сгибается или не сгибается вообще, у ребенка может развиться плоскостопие. Но даже ношение обуви с оптимальной гибкостью подошвы может не уберечь ребенка от плоскостопия. Для его профилактики в теплое время года надо дать ребенку возможность ходить босиком по неровной поверхности (трава, песок), что активизирует хватательные движения стопы.
Обязательной деталью детской обуви является каблук. Без каблука шьются только пинетки – обувь для детей самого раннего возраста. Для дошкольников высота каблука колеблется от 5 до 10 мм. Толщина подошвы должна быть от 3 до 5 мм, стелька – из натуральной кожи, желательно наличие супинатора. Обувь для детей любого возраста должна быть легкой.
Летняя обувь может быть сделана из кожи или из различных натуральных текстильных материалов (в том числе, в комбинации с кожей, рогожкой, джинсовой тканью).
Для маленьких детских ножек обувь должна быть с невысокими голенищами, даже в холодное время года. Не следует надевать малышам валенки.
Они плохо гнутся, ограничивая тем самым движения ноги, имеют узкую носовую часть, вогнутую кнаружи подошву без супинатора и каблука, активно впитывают влагу и легко промокают, а калоши или резиновая подошва делают их очень тяжелыми, затрудняя движения ребенка. Кроме того, валенки неудобно надевать и снимать.
Самая подходящая обувь для поздней осени и зимы – невысокие сапожки или ботинки из натуральной кожи или из кожзаменителя, утепленные внутри мехом (лучше натуральным), на толстой подошве, из гибкой пористой резины, которая не промокает, хорошо сохраняет тепло, а также обладает противоскользящими свойствами.
Источник