Виды топлива. Процесс гидрогенизации угля и безопасность работы с водородом

В процессе гидрогенизации углей получают также довольно значительные количества газообразных углеводородов (пропан, бутан), которые называют «жидким газом», поскольку уже при небольшом повышении давления (до 3-8 атм) они переходят в жидкое состояние и могут употребляться в качестве топлива в двигателях внутреннего сгорания. К побочным продуктам этого процесса относятся сероводород, аммиак и содержащая фенолы вода. Гидрогенизация протекает в жестких условиях, при высоких температурах и давлениях, вследствие чего происходит термическое разложение сложных частиц угля, то есть, их деструкция. Поэтому сам процесс называют деструктивной гидрогенизацией. Однако присоединение водорода к углю и продуктам его термических превращений можно проводить в более мягких условиях и не доводить его до конца, то есть, ограничить время реакции. В этом случае, образуется ряд химических соединений, выход которых при деструктивной гидрогенизации практически невозможен. Так можно получать анилин, толуидины, хинолин и другие азотсодержащие продукты. Такого рода соединения находят практическое применение в производстве красителей и фармацевтических средств.
Хотя большинство из перечисленных продуктов, с экономической точки зрения, не могут конкурировать с нефтяными в резервуарах https://mpksmk.ru/rezervuary/rezervuary-gorizontalnye/rezervuar-dvustennyj-rd, процесс гидрогенизации углей приобретает большое значение в связи с будущим исчерпанием запасов нефти. Причем замена нефтяного сырья угольным предвидится не только в энергетике, но и в химической промышленности.
Синдром «Гинденбурга» или безопасность работы с водородом
Не следует забывать, что теперешние виды газообразного топлива в свое время потребовали определенных мер безопасности.
Однако достаточно одной крупной катастрофы, чтобы привлечь внимание общественности к потенциальной опасности. Такой катастрофой, связанной с водородом, был пожар немецкого дирижабля «Гинденбург» в 1937 году, когда из 97 человек, находившихся на борту, погибло 35. Об этом случае вспоминают до сих пор, и панический страх перед водородом даже получил название «синдрома Гинденбурга».
Мы не беремся с большей или меньшей степенью определенности предсказать будущее водородного топлива. Во всяком случае, следует предположить существенное использование ядерных и иных источников энергии для разложения воды на водород и кислород. Тогда водород можно будет употреблять как самое чистое топливо, совершенно не загрязняющее жизненную среду. Пока же при организации водородной энергетики труднее всего решить проблемы экономики и безопасности.

Может быть интересно