Окружность головы относится к физиометрическим признакам

Окружность головы относится к физиометрическим признакам

Библиографическая ссылка на статью:
Безрутченко А.Ю. Соматоскопические показатели физического развития // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/04/86318 (дата обращения: 14.08.2022).

Руководитель: Степанюк Александр Дмитриевич

В течение всей своей жизни организм человека претерпевает непрерывные изменения. Их характер во многом определяется образом жизни человека: его питанием, отношением к спорту и вредным привычкам, режимом работы, отдыха и сна и др. Таким образом, частично текущее состояние организма, в том числе физическое, есть результат совокупного действия вышеперечисленных факторов. Оно может быть охарактеризовано рядом показателей, объединённых в несколько групп. В данной статье автором будет описана группа соматоскопических показателей физического развития.

Прежде чем приступить к рассмотрению вышеназванных показателей, необходимо дать определение понятия физического развития.

Физическое развитие – это непрерывный процесс изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение его индивидуального развития на протяжении всей жизни. От уровня физического развития напрямую зависят такие показатели, как запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Также уровень физического развития, несомненно, влияет на состояние здоровья человека. Это обуславливает необходимость медицинских исследований в данной области.

Исследование физического развития человека осуществляется в рамках антропометрии – раздела антропологии, тесно связанного с медициной. Антропометрия занимается измерениями внешних параметров человека с целью выявления особенностей его строения. Антропометрия позволяет дать качественную и количественную оценку изменчивости этих особенностей. Для этой цели вводится ряд антропометрических показателей – величин, однозначно характеризующих соответствующие свойства тела человека.

Всю совокупность антропометрических показателей делят на три группы:

  • соматометрические;
  • физиометрические;
  • соматоскопические.

Дадим краткую характеристику каждой из групп, подробно остановившись на соматоскопических показателях физического развития.

К соматометрическим показателям причисляют всем знакомые рост, массу тела, обхват бёдер, размеры окружности грудной клетки, голени, предплечия и др.

Физиометрические измерения позволяют дать количественную оценку таким параметрам, как жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила рук, становая сила.

Соматоскопия представляет собой наружный осмотр тела человека с целью выявления возможных дефектов опорно-двигательного аппарата: искривления позвоночника, нарушения осанки, плоскостопия и др.

Соматоскопические показатели устанавливаются в ходе проведения соматоскопического обследования.

Состояние опорно-двигательного аппарата оценивается по общему впечатлению от: массивности, ширины плеч, состоянии осанки, стопы и пр. Одним из наиболее важных показателей является состояние осанки.

Три главных признака нарушения осанки, которые могут быть зафиксированы в ходе наружного осмотра, следующие:

  • наклонное положение головы;
  • неодинаковый уровень надплечий и лопаток;
  • неравная длина шейно-плечевых линий.

К соматоскопическим параметрам относится и форма грудной клетки, которая бывает трех видов: нормостеническая, астеническая и гиперстеническая. В таблице 1 приведены основные различия между этими видами.

Источник

Научная электронная библиотека

Сетко Н. П., Сетко А. Г., Булычева Е В., Бейлина Е Б., Сетко И. М.,

2.1. Оценка физического развития

Физическое развитие, обусловленное ростовыми и дифференцировочными процессами, является критерием оценки состояния здоровья растущего организма, поэтому отклонение от физиологической траектории развития основных показателей физического развития может служить признаком неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды (Сетко Н.П., Булычева Е.В., 2008). Многочисленными исследователями доказан научный факт тесной взаимосвязи между физическим развитием и критическими факторами среды обитания, при условии их постоянного, комплексного и интенсивного воздействия, что характерно для образовательной среды (Анторопова М.В. с соавт., 1999; Ковалева Г.А., Лукьянов А.В., 2001; Максимова Т.М., Белов В.Б., Лукшина Н.П., 2004; Кучма В.Р., 2005; Денисов А.П., Спинов В.И., Стороженко А.Е., 2008). Уровень и гармоничность физического развития в любом возрастном периоде раскрывают диалектику взаимоотношений организма и среды, характеризуют метаболические процессы в организме и его функциональное состояние. В связи с этим, антропометрические данные могут быть использованы в качестве индикаторов оценки здоровья и диагностических критериев при распознавании различных отклонений.

В настоящее время под физическим развитием рассматривается комплекс морфофункциональных особенностей организма, характеризующий определенный этап биологического развития (Кучма В.Р., 2003).

Основными показателями физического развития являются соматометрические (рост, масса тела, окружность грудной клетки, ширина плеч, таза, бедер, окружность головы), соматоскопические (жироотложение степень развития подкожно-жировой клетчатки, распределение; степень развития мускулатуры, половое развитие) и физиометрические (жизненная емкость легких, артериальное давление, мышечная сила рук).

При измерении показателей физического развития необходимо соблюдать следующие правила:

1. Измерения должны проводиться на обнаженных детях в утренние часы в комфортных условиях.

2. Для измерения должны использоваться только общепринятый инструментарий с высокой точностью измерения.

3. Необходимо соблюдать основные правила техники измерения.

На протяжении всей истории оценки физического развития специалистами проводилось отдельное измерение всех показателей, на основании чего центильным методом «вручную» давалось заключение об уровне развития и степени гармоничности физического развития. Для того чтобы правильно пользоваться центильными таблицами, необходимо определить точный возраст ребенка и отнести его к соответствующей возрастной группе. Существенно облегчает данную задачу предложенная А.А. Барановым и Л.А. Щеплягиной (2006) специальная таблица для установления календарного возраста (табл. 1).

Читайте также:  B равнобедренном треугольнике угол при вершине не может быть прямым

Определение календарного возраста на момент обследования

При ее использовании из года обследования нужно вычесть год рождения ребенка, а затем из полученного числа вычесть или к нему прибавить число месяцев, указанное на пересечении горизонтальной (месяц рождения) и вертикальной (месяц обследования) строк.

Пример: Ребенок родился 12.05.2000 г., обследование проводилось 17.02.2008 г. Вычитая год его рождения из года обследования, получаем 8 лет. На пересечении горизонтальной (V) и вертикальной (II) строк таблицы находим цифру «–3», значит, до 8 лет недостает 3 месяцев (12 – 3 = 11) – возраст ребенка на момент обследования 7 лет 11 месяцев.

После определения точного возраста детей и подростков проводят возрастную группировку (табл. 2).

7 лет 5 мес. 29 дн.

8 лет 5 мес. 29 дн.

9 лет 5 мес. 29 дн.

10 лет 5 мес. 29 дн.

11 лет 5 мес. 29 дн.

12 лет 5 мес. 29 дн.

13 лет 5 мес. 29 дн.

14 лет 5 мес. 29 дн.

15 лет 5 мес. 29 дн.

16 лет 5 мес. 29 дн.

17 лет 5 мес. 29 дн.

Сущность центильного метода заключается в распределении показателей физического развития, функционального состояния основных систем организма по так называемым центильным коридорам. Все результаты измерений одного признака располагают в восходящей градации в виде упорядоченного ряда, который охватывает весь диапазон колебаний признака. Указанный ряд делят на 100 интервалов, попадание в которые имеют равные вероятности, размеры таких центильных интервалов в абсолютных единицах измерений неодинаковы. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли, или процента (центиля), детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста в интервале от 25 до
75-го центиля. В полной форме центильная шкала представлена семью фиксированными центилями: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Каждый из фиксированных центилей называют центильной вероятностью и обозначают в процентах. Между фиксированными центильными вероятностями (табл. 3) образуются 8 промежутков, которые получили названия центильных интервалов (коридоров).

Центильная вероятность (центили)

Выделяют семь неодинаковых по величине центильных интервалов (коридоров).

«Коридор» 1 очень низких величин встречается у здоровых детей редко, лишь в 3 % случаев. Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование и по показаниям обследование.

«Коридор» 2 (3–10-й центиль) – интервал низких величин, встречается у 7 % здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья.

«Коридор» 3 (10–25-й центиль) – интервал величин ниже среднего, свойственных для 15 % детей и подростков.

«Коридор» 4 (25–75-й центиль) – интервал средних величин, свойственных 50 % здоровых детей.

«Коридор» 5 (75–90-й центиль) – интервал величин выше среднего, свойственных 15 % детей.

«Коридор» 6 (90–97-й центиль) – интервал высоких величин, встречается у 7 % здоровых детей.

«Коридор» 7 (от 97-го центиля) – интервал очень высоких величин, свойственных не более 3 % детей и подростков.

Гармоничность физического развития определяется на основании разности между коридорами показателей роста, массы тела, окружности грудной клетки. Если разность номеров коридоров не превышает 1 единицы, то физическое развитие считается гармоничным; 2 единицы – дисгармоничным; 3 единицы – резко дисгармоничным.

Гармоничное физическое развитие в зависимости от оценки показателей подразделяется на следующие уровни: среднее, выше среднего, высокое, очень высокое, ниже среднего, низкое, очень низкое.

При дисгармоничности физического развития необходимо установить за счет какого показателя. Так, если значения массы тела находится в четвертом коридоре, а рост в седьмом, то дисгармоничность обусловлена очень высоким ростом; если рост находиться в 5 коридоре, а масса тела в 7, то дисгармоничность обусловлена очень высокой массой тела.

Дети с дисгармоничным физическим развитием относятся к группе риска и должны быть обследованы педиатром для выяснения и коррекции причин отклонений. Дети с резко дисгармоничным физическим развитием нуждаются в консультации эндокринолога.

Безусловно, в условиях массовых скриннинговых профилактических осмотров метод приобретает особую трудоёмкость в хронологическом плане и риска ошибок вследствие человеческого фактора. В связи с этим, в настоящее время появились ряд аппаратно-программных комплексов, позволяющих на основании показателей физического развития, измеренных приборами, входящих в комплекс, автоматически дать заключение о степени развития и гармоничности физического развития.

В качестве инструментария оценки физического развития нами рекомендуется использовать Комплекс медицинский диагностический «Здоровый ребенок» ОАО «Тулиновский приборостроительный завод» «ТВЕС». КМД «Здоровый ребенок» предназначен для автоматизированного ведения мониторинга физического развития и физической подготовки детей до 18 лет. Это компьютерная система, состоящая из электронных приборов: весы, ростомер, рулетка, динамометр, калипер, тонометр, компьютер, термопринтер. Комплекс дает возможность ведения базы данных как на индивидуальном уровне по каждому ребенку, так и обобщение результатов коллектива (класса, группы и т.п.). КМД автоматически накапливает показания вышеуказанных приборов, сравнивает их с заложенными в его память медицинскими нормами и печатает на специальной липкой этикетке заключение о физическом развитии ребенка, для удобства внесения данных в паспорт здоровья школьника. Так же комплекс оценивает физическую подготовленность, делит осбледуемых детей и подростков по физкультурным группам. КМД при введении в программное обеспечение вручную патологии школьников по МКБ 10 (Международная классификация болезней) может оценить комплексное состояние здоровья ребенка или подростка, которое формируется в специальном отчете с возможностью вывода его на печать в формате А4, в котором же программа распределяет детей и подростков по группам здоровья. Помимо этого комплекс формирует статистические отчеты в начале и конце учебного года. Если говорить о здоровье конкретного ребенка, то на протяжении всего периода обучения комплекс выдает динамику его развития в цифрах и в графиках. Согласно опыту сотрудников кафедры гигиены и эпидемиологии при проведении оценки физического здоровья на КМД, нужно отметить, что с технической стороны обслуживание комплекса и работа на нем не вызывает трудностей. Он экономит занимаемую площадь, время проведения осмотра, освобождает от ручной записи данных. Комплекс комплектуется компьютером, поэтому особенно удобен при эксплуатации, так как не требует никаких программных и системных настроек. Компьютер уже встроен в корпус комплекса, подключен к приборам функционально и программно проверен.

Читайте также:  Как правильно выставить трапецию дворников на ваз 2106

Источник

Методы проведения антропометрических исследований с целью определения состояния физического здоровья

Рубрика: 1. Общие вопросы медицины и здравоохранения

Дата публикации: 05.05.2017

Статья просмотрена: 9040 раз

Библиографическое описание:

Казакова, Т. С. Методы проведения антропометрических исследований с целью определения состояния физического здоровья / Т. С. Казакова, Е. Э. Нурмамедова. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/240/12388/ (дата обращения: 29.08.2022).

…Интерес к этой теме определяется пристальным вниманием к великой фундаментальной ценности своей жизни: к здоровью…

Антропометрия как совокупность приемов и методов, помогающих оценить особенности и состояние человеческого тела, активно применяется в медицине. Потребность в антропометрических исследованиях обусловлена большой изменчивостью размеров тела человека.

Каждый человек может оценить состояние своего физического здоровья, проведя индивидуальные расчеты и сравнить их результаты с общепринятыми сформированными нормами развития тела человека.

Для удобства вычисления отклонений в развитии от нормальных показателей используют специальные таблицы, которыми руководствуются врачи для анализа физического формирования организма человека. Преимуществом перед математическими исчислениями является ненадобность самостоятельного вычисления данных по формулам. Таблицы довольно точно определяют отклонения от нормы, а также учитывают отдельные особенности: пол и возраст.

Однако в интернете можно найти множество калькуляторов расчёта параметров тела, таблиц сравнения своих показателей с данными, характеризующими нормальное физическое состояние, но на чьих, а главное, на каких методиках они основаны?

Целью данной работы выбрано определение наиболее важных для здоровья человека параметров тела на основе антропометрических показателей.

Объект исследования: способы вычисления антропометрических показателей, предмет исследования: антропометрические показатели студентов СОМК.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. Установить наиболее важные для здоровья человека параметры на основе антропометрических показателей и изучить способы их вычисления;
  2. Определить роль антропометрических показателей в жизни человека, в частности, в сохранении его физического здоровья;
  3. Провести антропометрическое исследование, используя параметры на основе антропометрических показателей, включив студентов в исследовательскую деятельность;
  4. Составить собственную характеристику антропометрических показателей студентов после вычисления всех параметров.

Антропометрия является одним из основополагающих методов антропологического исследования, который заключается в измерении основных параметров тела человека (роста, веса, процентного содержания жира, объемов бедер, талии, грудной клетки и т. д.) и его частей.

Техника проведения антропометрических исследований не сложна. Проводят их медицинские сестры. Однако, как и любой научный метод исследования, антропометрия требует соблюдения определенных условий, которые обеспечат достоверность показателей:

1. Выполнение исследований по единой унифицированной методике;

2. Проведение исследований одним и тем же лицом и теми же инструментами;

3. Исследование в одно и то же время дня (лучше всего утром натощак);

4. Исследуемый должен быть без одежды и обуви (допускается нижнее белье, которое не создает дополнительного объема и веса, которое незначительно искажает точность показателей измерения).

Собранные в процессе данные подвергают вариационно-статистической обработке и оформляют в виде таблиц, графиков и схем.

Массовость антропометрических исследований позволяет сравнивать и оценивать вариативность признаков различных групп (расовых, возрастных, половых и др.) на основе измерений большого числа индивидуумов, а также устанавливать особенности их физического строения, что позволяет дать количественную характеристику их изменчивости.

В проведенном исследовании были использованы наиболее важные параметры анатомии и физиологии человека, основанные на антропометрических показателях:

  1. Площадь поверхности тела (ППТ)

ППТ считается одним из важнейших показателей, характеризующих нормальное физическое развитие. Измерить площадь тела достаточно трудно, поэтому она вычисляется с помощью формул, зависящих от веса, роста и пола.

Одна из формул вычисления ППТ, применяемых в исследовании:

1.1. Формула Мостеллера (является одной из часто используемых формул)

  1. Соотношение объема талии к объему бедер

Жир, располагающийся в области живота, наносит организму намного больше вреда, чем жир, располагающийся в области бедер. Связано это с тем, что жировые клетки вокруг талии накапливают вредные вещества, нарушающие выработку и усвоение инсулина, что негативно отражается на работе всех систем организма человека.

Читайте также:  Если треугольник равнобедренный то биссектрисы проведенные к боковым сторонам равны

Для определения наличия или отсутствия этих излишков рассчитывают соотношение объема талии к объему бедер:

1.Талия измеряется в самом узком месте (на 2,5 см выше пупка);

2.Бедра измеряются в месте самых выступающих точек. Измерительную ленту следует держать горизонтально, параллельно полу, не затягивая, прижимая плотно к телу.

Для женщин хорошим результатом является соотношение менее 0,8, а для мужчин — 0,9. Идеальным соотношением талии и бедер у женщин считается 0,7. Риск возникновения заболеваний, связанных с лишним весом резко возрастает при коэффициенте «талия — бедра» больше 1 (как у мужчин, так и у женщин). Значения в зоне высокого риска для здоровья — талия более 102 см для мужчин и более 88 см для женщин.

Индикатор соотношения талии и бедер считается более точным показателем здоровья, чем индекс массы тела, так как он способен показать разницу в фигурах у двух людей с одинаковым ИМТ.

  1. Индекс массы тела (ИМТ)

Индекс массы тела — величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста. ИМТ часто используется в клинической практике, так как является наиболее распространенным способом определения недостатка или избытка веса.

  1. Идеальный вес (методы расчета)

Отличие нормального веса от идеального веса в том, что идеальный вес — это вес, при котором возможна наибольшая продолжительность жизни.

Методы вычисления идеального веса, использованные в работе:

4.1 Индекс Брока

4.2 Формула Моххамеда

4.3 Формула Моннерота-Думайна

4.4 Формула Креффа

4.5 Показатель Поттона

4.6 Формула Робинсона.

4.7 Формула Хамви

4.8 Формула Купера

5. Основной обмен веществ (ООВ)

Основной обмен веществ (ООВ) или уровень метаболизма — это количество энергии, необходимое для поддержки самых основных функций организма в состоянии покоя без учета энергии расходуемой на движения и переваривания пищи.

Для расчета ООВ в антропометрическом исследовании применены следующие формулы:

5.1 Формула Харриса — Бенедикта

Позволяет узнать количество калорий, которое необходимо конкретному человеку для основного обмена веществ, а также при наличии физической активности.

5.2 Формула Маффина — Джеора

Этот современный метод расчёта позволяет наиболее точно рассчитать, сколько калорий тратит организм здорового взрослого человека в состоянии покоя.

Расчет калорий производится по весу, росту, возрасту и активности. Рассчитав величину ООВ согласно формулам Харриса-Бенедикта и Маффина-Джеора, можно вычислить примерное количество калорий, необходимых в сутки для поддержания веса тела человека с учетом уровня физической нагрузки, умножив полученное число на коэффициент физической активности.

6. Дневная норма потребления воды

В настоящее время все рекомендаций относительно потребления жидкостей сводятся примерно к одному количеству: 2–2,5 литра, но эта потребность строго индивидуальна и зависит от множества факторов. Необходимо правильно уметь рассчитывать достаточное количество потребляемой человеком воды, которое может обеспечить не только хорошее самочувствие, но и отличное здоровье. Для того чтобы рассчитать свою норму, необходимо точно знать свой вес и ежедневную физическую нагрузку.

7. Нормальный вес (методы расчета)

Нет однозначного ответа, сколько необходимо весить определенному человеку. Но в результате вычислений по формулам можно определить диапазон возможных значений, и следовать среднему из них или наиболее популярным и точным формулам:

7.1 Индекс Брока

7.2 Индекс Брейтмана

7.3 Индекс Беккерта

7.5 Индекс Татоня

7.6 Индекс Ноордена

В антропометрическом исследовании рассчитывались параметры 14 человек женского пола (студенты 2 курса СОМК) в возрасте 16–17 лет. Проведены вычисления по формулам представленных выше параметров (в общем счете по 27 формулам).

В результате проведенного среди студентов антропометрического исследования получены следующие результаты:

  1. 79 % участников исследования имеют индекс массы тела, находящийся в норме, 7 % имеют избыточную массу тела, а у 14 % студентов выявлен дефицит массы тела.
  2. Результат вычисления соотношения объема талии к объему бедер: у 86 % человек находится в пределах нормы, у 14 % — идеальный показатель соотношения обхватов. Заключение: у всех отсутствуют показатели вероятного риска для здоровья.
  3. 72 % студентов имеют нормальный вес в соответствии с ростом и ИМТ, находящийся в норме. 28 % имеют отклонения от нормы, из них 14 % превышают норму, а у 14 % масса тела ниже нормы, ИМТ соответственно превышает норму/ ниже нормы.

Практические итоги антропометрического исследования:

  1. Исходя из формул расчёта нормального и идеального веса, основанных на росте, возрасте, поле, были оценены данные физического развития студентов-подростков в возрасте 16–17 лет. Итоги формул, применяемых для расчета, могут быть некорректны в тех случаях, когда человек имеет ИМТ, соответствующий норме и повышенный вес, исходя из выведенных по формулам результатов.

В результате расчета идеального и нормального веса человека вычислено среднее значение, что дает возможность наглядно определить диапазон идеального веса человека и обозначить необходимые цели в поддержании здоровья (снижение, набор массы или удержании веса).

Составлена таблица нормального и идеального веса для подростков 16–17 лет.

Таблица нормального и идеального веса для подростков 16–17 лет

Источник

Поделиться с друзьями
Объясняем