Как называют небольшие по объему кейсы

Классификация кейсов

Кейс (от англ. case – случай, обстоятельство) — это описание ситуации или случая, которые используют для обучения, оценки и поиска наиболее эффективного и/или быстрого решения.

Формат кейсов

Формат кейса зависит от цели, которую преследует его решение. Это могут быть и всего несколько предложений, и десятки страниц текста. Для большей наглядности в кейсы часто включаются фотографии, диаграммы, таблицы.

Также не существует определенного стандарта представления кейсов. Они могут быть представлены в печатном виде или на электронных носителях.

Классификация кейсов

Кейсы классифицируются по различным признакам.

Для оценки определенных качеств используется четыре типа кейсов.

  1. Строгий или структурированный кейс(highly structured case) представляет собой краткое и точное изложение ситуации с использованием конкретных цифр и данных. Для его решения существует одно, максимум два правильных ответа. Предназначен для оценки знания или умения использовать одну формулу, навык, методику в определенной области знаний.
  2. Неструктурированный кейс(unstructured cases) представляют собой материал с большим количеством данных. Это объемное задание, изложение которого может занимать до 50 страниц, а работа над анализом продолжаться до 20 часов. Предназначен для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного, выяснения навыков работы в определенной области. Предполагается несколько вариантов правильных решений.
  3. Первооткрывательский кейс(ground breaking cases) по объему материала могут быть самыми разными. Здесь важен не правильный ответ, а способность к нестандартному мышлению и выдвижению креативных идей.
  4. «Маленькие наброски»(short vignetts), содержащие от одной до десяти страниц текста и одну-две страницы приложений, которые знакомят только с ключевыми понятиями, где при анализе необходимо использовать собственные знания.

Другим подходом в классификации является разделение кейсов по степени сложности. Здесь различаются:

— иллюстративные учебные ситуации-кейсы, где на конкретном примере происходит обучение алгоритму принятия решения в определенной ситуации;

— учебные ситуации- кейсы, где необходимо в конкретный период времени выявить и сформулировать проблему, а затем самостоятельно принять решение по ее устранению;

— прикладные упражнения, где необходимо найти пути выхода из конкретной ситуации.

Некоторые исследователи считают, что в классификацию кейсов может входить шкала «Мертвые и живые кейсы». К «мертвым» они предлагают отнести кейсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. В «живом» кейсе предполагается изначально предложить минимум информации, чтобы в процессе решения возникла необходимость найти новые дополнительные сведения.

Различаются также кейсы сюжетные (с включением рассказа о произошедших событиях, действиях отдельных лиц и организаций) и бессюжетные, которые представляют собой статистические материалы, расчеты.

В зависимости от субъекта кейсы подразделяются на три категории:

— личностные, где действую конкретные личности, менеджеры, политики, руководители;
— организационно-институциональные, где действуют организации, предприятия, их подразделения;
— многосубъектные, где действуют несколько субъектов.

Для классификации имеет значение и то, что представляет собой методическая сторона кейса.

Они могут состоять из ряда вопросов, на которые необходимо дать ответ при решении, или представлять собой кейсы-задания, которые предполагают формулировку задачи и ее решение.

Это заготовка эницклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Источник

Классификация кейсов

Из личной библиотеки

1. Классификация кейсов

Можно выделить несколько оснований для типологизации кейсов. Кейсы можно группировать по такому основанию, как источник информации. В этом случае большой интерес представляют описания реальных ситуаций, почерпнутых из практики, литературы или опыта преподавателя. В то же время нередко в учебной практике используются описания ситуаций, которые являются условными, разработанными преподавателем в дидактических целях.

Существенным основанием для классификации учебных кейсов может считаться субъект представления информации о ситуации. В одних случаях им может быть преподаватель, в других — слушатель или целая учебная группа, представляющая интересующий её случай для анализа и принятия решения в рамках учебного процесса.

Читайте также:  Гимнастика для родовой деятельности ускорения

Кроме того, классификацию кейсов, возможно, проводить по другим различным признакам:

1. По степени новизны ситуации и применяемым в зависимости от этого методам решений;

2. По этапам принятия решения, для обработки которых применено рассмотрение конкретных ситуаций;

3. По иерархическому уровню принятия решений (конкретная ситуация рассматривается и оценивается по-разному руководителями различного уровня);

4. По специализации (одна и та же ситуация может рассматриваться с позиций
различных специальностей по-разному);

5. По способу проведения занятий (методом инцендента, ролевой игры, производственной задачи, разбора почты и т. д.).

В зависимости от времени, выделенного для изучения кейса, и от уровня сложности содержания, можно различить 4 вида кейсов:

1) структурированный кейс (highly structures) содержит минимум дополнительной информации, изучив которую, студент должен применить определённую модель или формулу, причём подразумевается, что существует оптимальное решение, и «полет фантазии» не вполне уместен;

2) «маленькие наброски» (short vignettes) содержит от 1 до 10 страниц краткого описания некоторой ситуации, плюс 1-2 страницы приложений. Кейс содержит только ключевую информацию и понятия, работая с которыми, студент опирается ещё и на собственные знания;

3) классические кейсы — это небольшие по объёму и очень простые ситуации, которые можно использовать исключительно в начале курса;

4) большие неструктурированные кейсы (до 50 страниц) используются для
самостоятельных творческих заданий.

В зарубежной практике в case-study обучении выделяются три вида кейсов: демонстрационный, тренинговый и инновационный. Цель демонстрационного кейса — продемонстрировать отработанные методы решения управленческих задач различной категории сложности, обобщить управленческий опыт на основе структурированных фактов.

Описание ситуации

Рис. 1. Модель демонстрационного кейса

Тренинговый кейс предусматривает приобретение опыта анализа простых и сложных структурированных проблемных ситуаций, разработки управленческих решений, использование социальных технологий.

Разработка решения Использование технологии

Разработка решения Использование технологии

Разработка решения Использование технологии

Разработка решения Использование технологии

Рис. 2. Модель тренингового кейса

Анализ 1 Анализ 2 Анализ 3

Структурирование и обобщение

Рис. 3. Модель инновационного кейса

Цель инновационного кейса — развитие аналитических способностей при анализе сложных слабо структурированных ситуаций, решения которых так и не были найдены или развитие которых не завершилось в момент подготовки соответствующего кейса.

Кроме того, существует множество типов кейсов, которые можно подразделить следующим образом:

1) проблемные кейсы. В проблемных кейсах проблема определена заранее и используется тогда, когда студенты не имели дело с кейсами. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулирование основной проблемы, иногда формирование проблемного поля и всегда – оценка сложности решения;

2) проектные кейсы. Для проектных кейсов в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации;

3) описательные кейсы. Это в первую очередь, кейсы, в которых описывается конкретная ситуация и решение практически не требуется. Главное, что нужно сделать при работе с таким кейсом — это описать преимущества и недостатки уже данного решения. Он призван облегчить студентам понимание теоретических положений;

4) открытые кейсы. Данный кейс не содержит конкретных вопросов. Важной частью работы студентов является формулирование проблем, стоящих перед анализируемой компанией и определение возможных путей их решений;

5) интерактивные кейсы. При работе над ним студенты помимо изучения предоставленной информации имеют возможность провести непосредственное интервью с менеджерами исследуемого предприятия, посетить компанию, ознакомиться с процессом производства. Благодаря этому они имеют возможность собрать дополнительную информацию. Интерактивные кейсы должны разрабатываться на основе местных предприятий, так как они требуют непосредственного взаимодействия с руководителями предприятия. В иллюстрированных целях может быть использован кейс, составленный по материалам любой компании, в том числе и зарубежной;

Читайте также:  Как измеряется объем данных

6) системные кейсы. В данном кейсе представляется существующая ситуация — описывается экономическая и административная система предприятия. Студенты должны представить предложения по улучшению;

7) открытые кейсы. В данном кейсе проблемы не даны, студентам необходима короткая информация;

8) кейсы-айсберги. Студенты не имеют достаточной информации. Они должны сами узнать и найти информацию, чтобы решить проблему;

9) серийные кейсы. Имеется ряд незавершённых кейсов, где следующий кейс является продолжением предыдущего;

10) классические (Гарвардские) кейсы;

11) тактические и стратегические кейсы;

12) микро-; мини-; общие кейсы;

13) иллюстрированные учебные ситуации (чисто описательные и ознакомительные с предприятием). Иллюстрированные учебные ситуации обычно описывают деятельность хорошо известных и успешных предприятий (компаний) за длительный период их работы. Цели, стратегии, модификации продуктов, работа на различных рынках в различных отраслях. Запоминание правильно принятых решений и определённой ситуации. Знакомство с практикой известных предприятий и отрасли.

Иллюстрированные учебные ситуации — наиболее простые case-study, содержащие вопросы, близкие к формулировкам учебника. Язык написания case-study, представление материала о предприятии в максимальной степени должны совпадать с терминами, понятиями, определениями, даваемыми в теоретической части учебных занятий. Фактически собранный материал о предприятии должен отражать базовое обоснование учебника; 14) учебные ситуации с формированием проблемы. Учебные ситуации с формированием проблемы — описана ситуация и инцидент в конкретный период времени, выявлены и чётко сформулированы проблемы, стоящие перед предприятием. Необходимо принять решение. Целью кейса обычно является:

ü принятие решения;

ü процесс достижения решения;

ü диагностирование ситуации;

ü анализ инцидента.

По уровню описания ситуации более сложные, чем иллюстрированные учебные ситуации. Проблема вводится в ситуацию, но не выявляется чётко, она представлена в статистических данных, в отчётности предприятия, в высказываниях руководителей различных служб и т. д. Слушателям самим необходимо выявить проблему, поставить проблемные вопросы и указать пути их решения. Обычно это вопросы концептуального характера, что обучает правильному пониманию ситуации, выявлению проблемы и её решения. Учебные ситуации с формированием проблемы — case-study не должны содержать постановок вопросов. Специалисты могут сами выявить и поставить проблемные вопросы о деятельности предприятия на основе анализа интервью, статистики и т. д. Язык написания case-study близок к языку, используемому специалистами на предприятии. Используются производственные термины, конкретные случаи, соответствующие им термины.

Учебные ситуации без формирования проблемы — описывается управленческая проблема применительно к определенному виду деятельности предприятия, с определёнными исходными предпосылками, требуется найти решение этой проблемы. Учебные ситуации без формирования проблемы — case-study вопросов не содержит. Близко к написанию учебных ситуаций с формированием проблемы, проблемным вопросам деятельности предприятия,
поставленные слушателями, расширяются до концептуальных вопросов применения потенциала предприятия, что требует дополнительно внешней и внутренней информации. Предполагается не только правильная формулировка проблемы, но и наиболее эффективные пути её решения;

Прикладные упражнения — case-study без опросов, написанные высокопрофессиональным языком предполагают формулировку концептуальных предпосылок развития предприятия. Стимулируют к нахождению новых стратегий и путей развития предприятия, новых методов оценки и т. д. Ситуация в таком case-study может не содержать части информации. Определить потребность в такой информации и затребовать её — является частью задания слушателям.

На практике возможно сочетание нескольких типов, в основном это зависит от постановки ситуации, кроме того, необходим учёт уровня студентов. Описание case-study должно даваться на профессиональном языке, с использованием общепринятых терминов.

иллюстрированные учебные ситуации

учебные ситуации с формированием проблемы

учебные ситуации без формирования проблемы

2. Элементы кейса и общие требования их составления

Метод case-study позволяет применять теоретические знания к решению практических задач. Однако существуют определённые отличия реальной и учебной практических ситуаций. Большая доля участия преподавателя в обучении, даже при условии его специфической роли и низкой активности в процессе, накладывает ограничения на количество решений, которые студент может предложить для рассмотрения и обсуждения. Физические пределы доступного времени, размера учебной группы, стоимость работы преподавателя — некоторые из этих ограничений.

Читайте также:  Как найти объем пруда

Ответственность за качество кейса лежит на преподавателе. Чтобы обеспечить достаточный его уровень, преподаватель может сам встретиться с руководителем предприятия и по результатам этой встречи подготовить проблемную ситуацию. Можно предложить это сделать студентам, участвующим в интервью вместе с преподавателем. На основании записей, полученных в ходе интервью, они могут подготовить черновой вариант кейса. Учебная проблемная ситуация также может быть подготовлена на основе информации, собранной студентами при прохождении ими производственной практики или в ходе написания проектов и дипломных работ.

В первую очередь необходимо определить основные проблемы и вопросы, которые будут находиться в центре внимания кейса (например, проблемы стратегического управления предприятием, финансовые проблемы, маркетинговая деятельность компании, проблемы управления персоналом и т. д.). Далее следует этап более чёткого обозначения той информации, которая должна быть включена в текст кейса. Это также поможет составить схему неформализованного интервью с менеджерами компании.

До проведения интервью рекомендуется также определиться с общей структурой проблемной ситуации. Информация может быть представлена в различной последовательности (хронологической, в соответствии с планом интервью или согласно некоторой модели или схемы, например – краткая история компании, структура собственности, организационная структура управления предприятием). Одной из важных задач является её структурирование и реорганизация. Факты могут сопровождаться оценками менеджеров, цитатами из их высказываний и т. д. В материалы case-study на практике для обучающегося включают краткое описание содержащее:

ü основные области и виды деятельности рассматриваемой компании;

ü типы организаций, где полученные навыки могут применяться;

ü категории задач, которые обучающиеся смогут решать;

ü требования к личностным качествам, умениям и способам деятельности специалиста;

ü перечень должностных обязанностей;

ü требования к знаниям.

Для объемного представления информации о ситуации необходимы:

ü информация о субъекте (той организации, человеке, группе, которая занимает основное место в ситуации) — описание субъекта может быть дано на разном уровне — уровне целей и стратегии или на уровне фактической информации о его деятельности;

ü информация о партнерах, конкурентах, иных субъектах, с которыми взаимодействует основной «герой» ситуации;

ü информация об условиях, в рамках которых разворачивается ситуация, и которые также могут быть описаны на разном уровне конкретности.

Проблема в кейсе может быть задана несколькими путями:

1-й путь — отсутствует информация об одном из необходимых элементах ситуации (например, о партнерах или ситуации). В этом случае задача слушателя — реконструировать недостающую информацию, соотнести её с заданной, выделить проблемы.

2-й путь — в тексте присутствует неявное противоречие между элементами ситуации. Например, схема взаимодействия между партнерами не согласуется с ситуацией и её ограничениями, или изменение ситуации требует изменения состояния параметров одного из ее участников. Взаимоотношения с предприятием

Выбор предприятия для разработки кейса может осуществляться различными способами. Первоначальная информация может быть получена из газет, телевизионной рекламы, личных знакомств, от торгово-промышленных Палат и ассоциаций предприятий. При подготовке проблемных ситуаций руководители, как правило, задают преподавателям четыре основных вопроса:

Сколько времени займёт помощь в подготовке кейса?;

Какие данные потребуются от предприятия?;

Как будет обеспечена конфиденциальность?;

Что предприятие получит в результате сотрудничества?

Временные затраты предприятия

Количество времени, затрачиваемого руководителями на помощь в подготовке кейса, зависит от типа кейса и наличия печатной информации о предприятии. Ниже приведены данные о временных затратах на каждом из этапов подготовки проблемной ситуации. Предполагается, что кейс разрабатывается преподавателем, имеющим некоторый опыт их подготовки. Те, кто впервые сталкивается с его разработкой, затрачивают, как правило, на 25-50% больше времени.

Источник

Поделиться с друзьями
Объясняем