Горбатый запорожец объем двигателя

«Запорожец горбатый», ЗАЗ-965: технические характеристики, тюнинг

«Горбатый» ЗАЗ – советский легковой автомобиль категории «А». Годы производства – 1960-1969. За это время было выпущено более 322 тысяч экземпляров. Объем багажника составляет сто литров, привод – задний. В качестве силового агрегата используется бензиновый мотор с четырехскоростной механической трансмиссией. Расход горючего по городу – порядка 7 литров на 100 км. Предельный скоростной порог машины – 90 км/ч. В народе его также называют «клоп», «жужик», «слоненок». Рассмотрим его особенности, характеристики и возможности тюнинга.

История создания

Специалистами НАМИ для «горбатого» ЗАЗа был сконструирован 746-кубовый V-образный мотор с четырьмя цилиндрами. Двигатель имел уникальную конструкцию с валами литого типа. Параметры новой силовой установки для того времени выглядели весьма пристойно. Монтировался он сзади, собирался на Запорожском комбинате, а потом дорабатывался в Мелитополе на МеМЗ.

Несколько месяцев проходили непростые внутренние испытания агрегата. На них два опытных авто наездили 5 и 14 тысяч километров. Затем прошел прием транспорта специальной межведомственной комиссией. Были указаны замечания, что расчетный вес больше на 54 килограмма, а высота кузова не соответствует чертежам (отличается почти на 300 миллиметров). После устранения недоработок «горбатый» ЗАЗ пошел в серийное производство (1960 г.). Цена машины составила 18 тысяч рублей, что в полтора раза дешевле 407-го «Москвича». В конце 1962 года инженеры усовершенствовали мотор, увеличив цилиндры до 72 мм, объем – до 887 куб. см, мощность – до 27 лошадиных сил.

Конструкция

С первых лет выпуска рассматриваемый автомобиль полюбился покупателям и не вызывал серьезных нареканий. «Горбатый Запорожец» (ЗАЗ-965) прекрасно зарекомендовал себя при передвижении по сельским и проблемным дорогам. Хорошая проходимость обеспечивается наличием гладкого днища, независимой подвески на всех колесах, а также приличной нагрузкой на ведущие элементы. Даже если доводилось застрять в болоте или снегу, проблем с тем, чтобы выбраться, не было. Масса машины всего 665 кг, вытолкать ее могли запросто два человека.

Отличительной чертой «жужика» была возможность езды между грубыми колеями, оставленными грузовиками. Другим легковым машинам это было не под силу. Владельцев «горбатый» ЗАЗ радовал не только хорошей маневренностью, но и прочным кузовом, экономичностью и простотой обслуживания силового агрегата.

Экстерьер

Создавая дизайн автомобиля, конструкторы не придавали особого значения декоративным элементам и широкому дополнительному функционалу. Это и неудивительно, ведь основной задачей было создание бюджетной модели для широких слоев населения. Закрытый несущий кузов выполнен из цельного металла, что делало его несколько раздутым. Фронтальная часть выделялась парой складок оригинальной симметричной формы.

Искривленные переходы этих элементов обладали небольшим радиусом, а колесные кромки слегка выступали. На колпаках имелись три головки болтов, а у задних колес был заметный развал. Силовой агрегат размещался сзади, соответственно, багажник перенесен вперед. Его крышка закрывалась изнутри.

Интерьер

ЗАЗ «горбатый», фото которого представлено выше, оборудовался регулируемыми передвижными раздельными сиденьями. Заднее кресло в виде дивана было довольно удобным. Среди полезных аксессуаров можно отметить козырьки против солнца, карманы на дверях, электрическое оборудование на 12 вольт с однопроводной схемой.

В салоне авто преимущество отдавалось минимализму. За рулевой колонкой разместилось несколько контрольных приборов, с правой стороны – зажигание, регулировочные кнопки, радио и обогреватель. Ветровое стекло гарантировало приемлемую обзорность, на боковых элементах присутствовали форточки в виде уголков. Хоть рассматриваемая машина и имела всего две двери, она относилась к полноценному четырехместному классу.

Посадка на заднее сидение производилась посредством складывания вперед переднего пассажирского кресла. К минусам можно отнести высокую шумность, слабую звукоизоляцию салона, распахивание дверей в обратную сторону и размещение топливного бака спереди, что опасно при столкновении.

ЗАЗ «горбатый»: технические характеристики

Основной деталью корпуса стал картер. В его внутренней перегородке предусмотрена специальная полость для опоры цельного подшипника. На стенках картера имеется крепление для распределительного вала, сверху – 4 отверстия для монтажа цилиндров с алюминиевыми головками и охладительными ребрами. Впускных канала четыре, выпускных – два.

Коробка передач с четырьмя диапазонами имеет два вала и три хода. Одна передача – задняя, остальные оснащены синхронизаторами. Муфты узла перемещаются при помощи вилок и штоков. Система охлаждения имеет склонность к перегреву, особенно при длительных переездах.

Фронтальная подвеска позаимствована у авто «Фольксваген Жук». В нее входит пара поперечных торсионов с четырьмя рычагами. К ним дополнительно подсоединяются кулаки ведущих колес. Задний узел – это два диагональных рычага с полуосями. В дальнейшем инженеры изменили конструкцию на косой рычажный блок с шарнирами на полуосях.

Основные параметры

Ниже приведены главные характеристики, которые имеет ЗАЗ «горбатый», фото которого представлено в статье:

  • Длина/ширина/высота – 3,3/1,39/1,45 м.
  • Тип кузова – седан цельнометаллический двухдверный.
  • Вентиляция – местного типа.
  • Масса – 665 кг.
  • Колея колес (передних/задних) – 1,15/1,16 м.
  • Клиренс – 17,5 см.
  • Радиус поворота минимальный – 5 м.
  • Предельная скорость – 100 км/ч.
  • Силовой агрегат – бензиновый мотор с атмосферным охлаждением и верхним размещением клапанов.
  • Компрессия – 6,5.
  • Сцепление – сухой однодисковый узел.
  • Тип карбюратора – вертикальный с подающим потоком.
  • Тормоза – колодки.
Читайте также:  Big data объем скорость разнообразие

Интересные факты

  1. Сборка двигателя ЗАЗ «горбатого» осуществлялась одновременно двумя производителями.
  2. В Одессе машину часто называли «еврейским танком».
  3. Среди прозвищ автомобиля были такие: «малыш», «зазик», «запор».
  4. «Горбатый» стал последним советским авто, двери которого открывались против движения.
  5. Устойчивые воздухозаборники называли «терками Вассермана», в честь их изобретателя.

Модификации

Известно несколько разработок рассматриваемой машины. Среди них:

  • 965АБ – с ручным управлением.
  • 965АР – спецмашина для инвалидов с одной травмированной рукой либо ногой.
  • 965С – почтовый фургон с правым рулем.
  • 965Э «Ялта» – экспортная модель, поставляемая в Финляндию и Бельгию. Имела лучшее оснащение, шумоизоляцию и отделку салона.
  • «Пикап» – выпускался для внутреннего пользования на заводе.

ЗАЗ «горбатый»: тюнинг

Для проведения правильной модернизации рассматриваемого автомобиля потребуется создать эскизы на бумаге или в 3D-формате. Это позволит увидеть общую картину от ожидаемого тюнинга. Проект даст возможность определиться с комплексом работ и дальнейшими действиями. Как правило, подвергаются изменениям ступицы, устанавливаются барабанные диски с вентиляцией, а также на задней подвеске меняются штатные пружины на более жесткий вариант. Спереди можно смонтировать подвеску от ЗАЗ-968. «Горбатый» после этого станет выносливее и жестче.

Снизить расход топлива позволят новые шатуны, расточка впускного и выпускного коллектора, установка насоса с «восьмерки» и карбюраторного обнулителя. При этом мощность силового агрегата увеличится. Часто прибегают к установке дисковых колес, что обеспечивает лучшую устойчивость на поворотах, облегчая управление.

Усиление двигателя

Повышение показателей мощности мотора – весьма оправданная операция. Ведь родная установка имеет мощность всего три десятка «лошадок» при скоростном максимуме 100 км/ч. С учетом того, что мотор находится сзади, необходимо подобрать подходящую коробку скоростей, рассчитанную на задние силовые агрегаты.

Узел трансмиссии подойдет с более поздних версий «Запорожцев», а также от фургонов «Фольксваген», «Порш» и «Татра». Если установить двигатель МеМЗ-968, вы получаете усиление мощности до 45 лошадиных сил. Правда, потребуется заменить родной карбюратор двухкамерным аналогом «вазовского» типа. Можно зафиксировать его прямо в багажнике. Печь также желательно поменять на улучшенную отопительную систему.

Кузов

Подвергается рестайлингу и кузов автомобиля ЗАЗ «горбатый». Тюнинг, фото которого представлено выше, позволяет улучшить аэродинамику и внешний вид. Поскольку на рассматриваемой машине двери открываются в обратную сторону, что опасно при возникновении непредвиденных дорожных ситуаций, лучше перевесить эти элементы с задних навесов на передние петли. Устаревший замок также заменяется современным вариантом.

Внешняя модернизация также включает в себя расширение колесных арок для резины типа 195/60/R14. Чтобы увеличить оригинальность автомобиля и очистить поступающий воздух, заборники монтируются сверху. Кроме того, устанавливается кенгурятник, антикрылья, боковые дуги, аэродинамический обвес из пластика. В таком оформлении машина будет смотреться великолепно и очень стильно.

Салон

Этот элемент советского автомобиля морально устарел уже давно. Он и прежде не отличался высоким комфортом для пассажиров и водителя. Усовершенствовать салон ЗАЗ-965 не так уж и сложно. Устанавливают новые сиденья, руль спортивного типа, индикаторы давления масла и прочих рабочих показателей, включая датчик температуры и уровня горючего.

На потолке можно приспособить отделку из натуральной черной или красной кожи, а на пол постелить ковролин с похожими оттенками. Также следует заменить дверную обшивку, педали. Если нет желания выбрасывать штатные сиденья, следует произвести их качественную обшивку. Если вы не уверены в собственных силах, доверьте перетяжку салона специалистам.

Электрооборудование

Электроника на рассматриваемой машине имеет напряжение 12 В, питается посредством однопроводной системы. В качестве осветительных элементов подойдут фары от ИЖ-12. В начале усовершенствования следует снять родную оптику. Для этого подвижное гнездо вынимается, отцепляются провода, отпиливается язычок сверху «глазницы». Затем берется круглая фара от «Москвича», примеряется к установочному месту. Намечается шесть отверстий, два из которых делаются большего диаметра для регулируемых фишек.

Расположение элемента будет вертикальным, поэтому необходимо сточить язычок. Снимается оптический элемент и регулировочные фишки. Провода выводятся в штатные гнезда. Крепится фара при помощи болтов, заведенных изнутри и наружных гаек. После этого оптика монтируется и прижимается контрольными гайками. Выпирающие части болтов спиливают. Для внешней окантовки подойдет обод с 968-й модели. При правильном проведении манипуляций появится возможность установки галогенных регулируемых ламп.

Дополнительно

Для усиления качества блока охлаждения двигателя можно смонтировать пару радиаторов от «Форда» или «Таврии». Новый ЗАЗ «горбатый» станет еще привлекательнее и практичнее, если установить трансмиссию, например, от ВАЗ-2108 с пятью диапазонами. Внешние изменения преимущественно связаны с перекраиванием остова под новый мотор, поскольку арки колес расширяются, а задняя ось автомобиля переносится.

Источник

История ЗАЗ-965

ЗАЗ-965 – это легковой автомобиль советского производства, который относился к классу А и изготавливался в период с 1960 по 1963 год (965А — с 1962 по 1969 год). За 9 лет всего с конвейера сошло 322166 экземпляров, в том числе и его модификаций.

Несколько слов о предыстории автомобиля

Начиная с 1955 года в свет вышел новый Москвич-402. Не смотря на то, что он относился к бюджетному автомобилю, «для простых граждан», все-же был не по карману многим советским рабочим. Это натолкнуло правительство на поиск новых решений и разработку современных мотоколясок и малолитражек. В результате было даже выпущено несколько образцовых вариантов, например: НАМИ-031, НАМИ-059, ИМЗ-А50 «Белка», ГАЗ-18, вот только ни один из них не прошел «экзамен». Правительству не хотелось ждать несколько лет тщательных разработок и вложения в это больших средств. Ведь намного проще взять за образец уже готовый импортный автомобиль и переделать «на свой лад». Так и сделали, а «жертвой» стал малолитражный итальянец Фиат-600, который отличался легкой конструкцией и необычайной популярностью. Московским Заводом Малолитражных Автомобилей даже удалось выпустить образец, именуемый «Москвичом-444». Он имел двигатель от советского мотоцикла «Урал», механические стеклоподъёмники и колеса на 13 дюймов. Спустя некоторое время техдокументацию этой малолитражки решили передать запорожскому заводу «Коммунар», который ранее специализировался на сельскохозяйственных машинах.

Читайте также:  Как найти мгновенное ускорение тела

Вариант будущей малолитражки ГАЗ-18

Один из вариантов гражданского вездехода НАМИ-031

Специально для этого автомобиля институтом НАМИ был разработан V-образный , 746-кубовый двигатель с 4-мя цилиндрами. Он имел оригинальную конструкцию с литыми валами. По своим характеристикам двигатель получился очень удачным и, как результат, несколько больше, чем двигатель от Фиата-600, что стало причиной для его установки сзади и образования своеобразного горба, за что «Запорожец» и удостоился клички «горбатый». Интересно и то, что сами автомобили собирались на запорожском заводе, а двигатели дорабатывались на мелитопольском МеМЗ. Перед тем, как запустить автомобили в производство, зимой 1960 года было представлено три опытных экземпляра с двигателями МеМЗ-965В. Почти три месяца проходили тяжелые внутренние испытания, где два автомобиля «наездили около 5 тыс.км., а один – целых 14. Потом их отправили к межведомственной комиссии, где испытания еще затянулись до конца июня. Окончательный вердикт был положительным, хотя комиссия упрекнула конструкторов в том, что вес все-же был завышен на почти 54 кг, да и высота салона не соответствовала чертежам почти на 30 мм. ЗАЗ разрешили пустить в производство, но только после устранения этих и еще нескольких недочетов. Кроме того, «Запорожец» побывал на смотринах даже у Хрущева, который, не смотря на свое «откормленное брюшко», без проблем сел за руль и чувствовал себя вполне удобно, а профессиональный советский автомобильный испытатель Скиданенко даже высказал свое почтение и сделал акцент на том, что такая машина обязательно должна выйти в продажу как можно быстрее с ценой, доступной любому «трудящему».

прототип «горбатого» Fiat 600

Серийное производство автомобиля официально начато в 1960 году со стартовой ценой 18 тыс. дореформенных рублей. Это был хороший показатель, ведь Москвич-407 стоил более 25 тыс., а что уже говорить об «Волге», цена которой была примерно 51 тыс.

В конце 1962 года конструкторы принялись за модернизацию «сердца» автомобиля, в результате чего цилиндры увеличились до 72 мм, рабочий объем – до 887 см³, а мощность – до 27 лошадиных сил.

Первый опытный образец Запорожца

Конструкция и дизайнерские решения автомобиля

С самых первых лет автомобиль очень хорошо воспринимался покупателями и не получал в свой адрес серьезных нареканий. Достаточно хорошо Запорожец себя зарекомендовал при езде в селах или по плохим дорогам. Высокому показателю проходимости способствует гладкое днище, независимая подвеска на все 4 колеса, а также – большая нагрузка (почти 60%) на ведущие колеса. Кстати, интересен и тот факт, что даже застряв в болоте или снегу, Запорожец не создавал особых проблем его пассажирам, ведь даже 2 человека могли легко «вытащить» из плена автомобиль, который весил всего 665 кг. Кстати, Запорожец отличался и тем, что мог без проблем ездить между грубыми колеями, оставленными на дорогах грузовиками. Этого не удавалось никаким легковушкам, даже ГАЗ-69, который должен был одной стороной въезжать в колею, а другой двигаться аккуратно по горбу перекошенным.

Серийная партия ЗАЗ-965 на производстве

Владельцы «горбатого» любили его не только за хорошую маневренность и прочный кузов (за счет только двух дверей), но и за экономичность, а также – простой в ремонте двигатель.

Во время работы над внешним видом этого автомобиля, дизайнеры не придавали особого внимания декоративным деталям или широким набором дополнительных электроприборов, ведь главной целью — было создание бюджетного гражданского «коня». Сам кузов был закрытым, несущим, из цельного метала и на вид «пухленьким». Его передняя часть подчеркивалась двумя складками оригинальной симметричной формы. Их кривые переходы имели достаточно маленькие радиусы, а колесные кромки были немного «оттопыренными». На колесном колпаке было три головки болтов, а задние колеса имели заметный развал. Так как двигатель располагался сзади, багажник был спереди, крышка которого закрывалась изнутри. Передние раздельные сиденья были передвижными и регулируемыми (в зависимости от роста человека), а задний диван вполне комфортабельным. Среди полезных «штучек» следует выделить противосолнечные козырьки, дверные карманы и 12-вольтовое электрооборудование постоянного тока, которое имело 1-проводную систему.

Передняя панель приборов ЗАЗ-965

В салоне Запорожца царил минимализм – за рулевым колесом располагалось несколько контрольных приборов, справа – зажигание, несколько кнопок управления, отопитель и радиоприемник. Лобовое стекло обеспечивало достаточно хорошую обзорность, а боковые стекла имели в передней части форточки-уголки. ЗАЗ-965 был двух дверным, но полноценным 4-х местным автомобилем, длиной всего 3.33 м. Посадка пассажиров на задний диван осуществлялась путем сгибания вперед правого переднего кресла. Днище не имело карданного вала и было идеально ровное, а длина клиренса под задней осью составляла всего 20мм, что в результате и дало Запорожцу отличную проходимость.

Читайте также:  Как измерить объем головы для шапки взрослого

Салон автомобиля ЗАЗ-965

Среди недостатков ЗАЗа оставались высокая шумность двигателя и плохая звукоизоляция салона, открытие дверей «в обратную сторону», а также – расположение бензинного бака в передней части, что было очень опасно на случай столкновения. Некоторые обладатели автомобиля негативно высказывались о мощности, которой явно не хватало.

Технические характеристики «Горбатого» ЗАЗа-965

Главной деталью корпуса двигателя был картер, во внутренней перегородке которого была специальная полость для опоры подшипника. Пара подшипников цельные, а сама опора зафиксирована болтом. На стенках картера присутствуют опора для распределительного вала, а сверху картера – 4 отверстия. Они созданы для установки цилиндров, головки которых изготовлены из алюминиевого сплава и имеют охладительные ребра. Выпускных канала четыре (для каждого цилиндра), а впускных – всего два. Под свечи зажигания также предусмотрены отверстия, в которых устанавливаются дополнительно футорки.

Двигатель ЗАЗ-965, расположенный сзади

Четырехступенчатая коробка передач имела два вала и три хода. Одна передача была задней, 2-я и 3-я имели косозубые шестерни, которые были в постоянном сцеплении. Вторая, третья и четвертая передачи имели синхронизаторы, необходимые для бесшумной работы. Так как резкое и быстрое переключение передач могло вывести систему из строя, конструкция рычага позволяла двигаться ему очень сглажено и без рывков. Муфты КП перемещались с помощью трех штоков и вилок. Система охлаждения – это еще одно слабое место «горбатого», ведь система всегда перегревалась в теплое время года, особенно во время длительной езды.

Переднюю подвеску конструкторы позаимствовали у «Жука» от компании Фольксваген. Она представляла собой два торсиона поперечного типа, к которым прикреплялись 4 рычага. К рычагам дополнительно присоединялись кулаки ведущих колес с помощью узла. Задняя подвеска представляла собой два диагональных рычага с полуосями, которые качались. Эта бюджетная и простая по конструкции подвеска делала автомобиль более экономичным, хоть и не очень скоростным. В дальнейшем конструкторы все же избавились от этой конструкции, заменив ее на «косую рычажную» конструкцию, полуоси которой имели свои шарниры.

Технические характеристики ЗАЗ 965

Период производства 1960-1969 гг.
Цена 18 тыс. рублей
Кузов 2-дверный цельнометаллический седан несущего типа
Габариты (д/ш/в) 3330/1395/1450 мм
Вентиляция Местная, бессквозняковая,
Вес с/без нагрузки 665/965 кг
Распределение веса, передняя/задняя ось 42/58%
Колея передних/задних 1150/1160 мм
Дорожный просвет 175 мм
Минимальный радиус поворота 5 м
Максимальная скорость 100 км/час
Двигатель Бензиновый, V-образный, четырехтактный с четырьмя цилиндрами, карбюраторный, с верхним расположением клапанов и воздушным типом охлаждения
Вид топлива А-72 или А-76 (ГОСТ 2084—67)
Тип цилиндров Чугунные, раздельные, с ребрами охлаждения
Диаметр цилиндра 72 мм
Рабочий объем цилиндров 887 см.куб.
Степень сжатия 6,5
Мощность 30 л.с.
Бензобак 30 л
Система смазки Комбинированная (давление и разбрызгивание)
Карбюратор Вертикальный, с падающим потоком К-125
Сцепление Однодисковое, сухое, с диаметром диска 1,7 см
Коробка передач 4-ступенчатая, 3-ходовая. (2-я, 3-я и 4-я с синхронизаторами)
Дифференциал Конический, с 2-мя сателлитами
Руль Глобоидальный червяк с двойным роликом
Тормозная система Колодочные на все колеса
Тормозной привод (ножной/ручной) Гидравлический/тросовой
Шины Бескамерные, низкого давления
Диаметр шин 13 дюймов
Подвеска (передняя/задняя) Независимая, торсионная/независимая, пружинная
Амортизаторы Поршневые, гидравлические, 2-стороннего действия и телескопического типа

Модификации «Горбатого» ЗАЗа-965

ЗАЗ-965АБ – модель для инвалидов с рычагами ручного управления.

ЗАЗ-965АР – автомобиль для инвалидов у которых поврежденная только одна нога и/или одна рука.

ЗАЗ-965С – праворульный фургон с задними филенками из металла и измененной системой охлаждения, предназначенный для сбора почты.

Почтовый фургон ЗАЗ-965С

ЗАЗ-965Э «Ялта» — экспортный седан, импорт которого организовывала компания из Бельгии Scaldia-Volga и финская компания Konela. данная модификация имела хорошую шумоизоляцию, более дорогую отделку салона , а зеркало заднего вида располагалось на боковой части капота.

ЗАЗ-965Э «Ялта» в музее

965 Пикап – модификация без собственного индекса, использовался только внутри завода, а изготавливалась на основе бракованных серийных автомобилей ЗАЗ.

«Запорожец» в индустрии сувенирной продукции и кинематографа

В Советском Союзе несколько предприятий выпускали игрушки ЗАЗа в масштабе 1:43, например полтавская мастерская «ААА», херсонский завод «Киммерия» или калининградский AGD. Кстати, совсем недавно, в 2009 году, белый сувенирный «Запорожец» вышел вместе с научно-познавательным журналом «Автолегенды СССР» (изд. «ДеАгостини»). В 2010 году небольшое предприятие «Наш автопром» пустило в продажу белый и синий экспортный ЗАЗ-965Э (масштаб 1:43). В этом же году Укрпочта выпустила уникальный штемпель с изображением Запорожца, который ставился на конверты только 18.11.2010 года.

Масштабная игрушка ЗАЗ-965 в масштабе 1:43 из журнала Автолегенды СССР №131

ЗАЗ-965 можно наблюдать в таких известных советских фильмах ,как «Королева бензоколонки», «Три плюс два», «Сыщик», «Три рубля», «Акселератка». Кроме того, горбатый «снимался» в мультфильме «Зима в Простоквашино» и «Ну погоди!». Кстати те, кто смотрел фильм «Будьте моим мужем», смогли также узнать «Горбатого», из которого специально для этого фильма сделали кабриолет.

Интересные факты о «Запорожце»

  • Одесситы любили называть ЗАЗ-965 «Еврейским танком».
  • • Кроме того. в народе были широко распространенные и такие прозвища, как «Запор», «Зазик», Фиат Фольксвагенович, Жужик, Малыш.
  • • Устойчивые к раскаленному воздуху воздухозаборники Запорожца, которые были изобретены конструктором Вассерманом, в народе назывались «тёрки Вассермана».
  • Запорожец стал последним автомобилем в СССР, двери которого открывались против движения.
  • • Отличаясь хорошей проходимостью, «горбатый» обзавелся известной народной шуткой-стишком: «Где иномарка тормознёт, „запор“ на пузе проползёт!».

Источник

Поделиться с друзьями
Объясняем