Немного о рабочих. осликах. Обзор Gigabyte GA-G41M-ES2L
Немного о рабочих. осликах. Обзор Gigabyte GA-G41M-ES2L
Давно я в последний раз писал полный обзор матплаты. Не стал бы писать и сейчас, но. В общем, у меня в руках оказалась mATX-матплата от Gigabyte под названием GA-G41M-ES2L. Всё бы ничего, да вот незадача: в русскоязычном сегменте нет ни одного обзора этой матплаты.
На форуме overclockers.ru — тоже никакой информации толком выудить не удалось.
Решено было попытаться восполнить сей пробел самостоятельно.
А почему «об осликах»? Ну наверное потому что матплата малого формата — в противовес полноформатным АТХ-матплатам — «рабочим лошадкам»
Немного о рабочих. осликах. Обзор Gigabyte GA-G41M-ES2L
Давно я в последний раз писал полный обзор матплаты. Не стал бы писать и сейчас, но. В общем, у меня в руках оказалась mATX-матплата от Gigabyte под названием GA-G41M-ES2L. Всё бы ничего, да вот незадача: в русскоязычном сегменте нет ни одного обзора этой матплаты.
На форуме overclockers.ru — тоже никакой информации толком выудить не удалось.
Решено было попытаться восполнить сей пробел самостоятельно.
А почему «об осликах»? Ну наверное потому что матплата малого формата — в противовес полноформатным АТХ-матплатам — «рабочим лошадкам»
Остальное тестовое ПО подтвердило показания Sandra (данные по ХР + 9800GT включать не стал — нет смысла):
WinXP | WinVi | WinVi | |
---|---|---|---|
G41 | G41 | 9800GT | |
Everest Ultimate Edition 5.02.1750 | |||
Memory | |||
Read (MB/s) | 6906 | 6855 | 7007 |
Write (MB/s) | 6979 | 6970 | 7091 |
Copy (MB/s) | 6944 | 6582 | 6736 |
Latency (ns) | 74.4 | 75.4 | 73.5 |
L1 Cache | |||
Read (MB/s) | 47979 | 47977 | 47979 |
Write (MB/s) | 47854 | 47853 | 4752 |
Copy (MB/s) | 95710 | 95702 | 95698 |
Latency (ns) | 1.0 | 1.0 | 1.0 |
L2 Cache | |||
Read (MB/s) | 22011 | 21734 | 20712 |
Write (MB/s) | 16306 | 15784 | 15991 |
Copy (MB/s) | 23253 | 23067 | 23310 |
Latency (ns) | 5.3 | 6.7 | 8.3 |
WinRAR 3.80 (встроенный бенчмарк) | |||
1340кб/сек | 1332кб/сек | 1364кб/сек | |
7Zip 4.65 (встроенный бенчмарк; словарь 64Мб) | |||
Упаковка (кб/сек.) | 4265 | 4265 | 4348 |
Распаковка (кб/сек.) | 60938 | 60938 | 60712 |
Общий рейтинг (MIPS) | 5502 | 5502 | 5542 |
SuperPi (Mod 1.4) | |||
2М (сек) | 38.000 | 38.891 | 37.222 |
Практически та же картина.
Тестируем II.
Интегрированное видеоядро: что приобретаем?
WinXP | WinVi | WinVi | WinXP | WinVi | WinVi | |
---|---|---|---|---|---|---|
DirectX 9 | DirectX 9 | DirectX 10 | DirectX 9 | DirectX 9 | DirectX 10 | |
G41 | G41 | G41 | 780G | 780G | 780G | |
800×600; Quality: Low | 18.60 | 19.09 | 10.71 | 28.14 | 27.15 | 25.60 |
800×600; Quality: Medium | 8.03 | 8.31 | 4.95 | 13.74 | 13.11 | 8.15 |
Первый тест и новичёк G41 с треском проигрывает его 780G. Впрочем, Crysis и на 780G играбелен весьма ограниченно — 800*600 при минимуме настроек.
WinXP | WinVi | WinXP | WinVi | |
---|---|---|---|---|
G41 | G41 | 780G | 780G | |
DirectX 9 | DirectX 9 | DirectX 9 | DirectX 9 | |
HWzone_co_il.demo | ||||
640*480 | 27.4 | 25.6 | 28 | 28.2 |
800*600 | 22.6 | 22.3 | 23 | 22.5 |
1024*768 | 17.0 | 16.7 | 18 | 17.0 |
guru3d-5.demo | ||||
640*480 | 16.3 | 45.6 | 23.8 | 27.0 |
800*600 | 25.3 | 24.0 | 19.2 | 21.0 |
1024*768 | 16.9 | 17.1 | 16.0 | 16.0 |
Где-то быстрее G41, где-то — 780G. Засчитаем ничью.
WinXP | WinVi | WinXP | WinVi | |
---|---|---|---|---|
G41 | G41 | 780G | 780G | |
DirectX 9 | DirectX 9 | DirectX 9 | DirectX 9 | |
640*480 | 29.53 | 34.88 | 41.06 | 40.36 |
800*600 | 23.66 | 27.99 | 28.81 | 28.70 |
1024*768 | 18.01 | 20.87 | 19.71 | 19.64 |
Забавно, но в Vista G41 работает ощутимо быстрее, чем в XP.
И практически любом режиме 780G лидирует.
FarCry 2
Тестирование проводилось при помощи встроенного бенчмарка.
При тестировании возникли проблемы: при тестировании в среде Windows XP на G41 игра не запускалась, выдавалось сообщение об ошибке.
Настройки:
DX9
640×480 Low
Demo(Ranch Small), Fixed Time Step(No), Disable Artificial Intelligence(No), Full Screen, Anti-Aliasing(None), VSync(No), Overall Quality(Optimal), Vegetation(High), Shading(High), Terrain(High), Geometry(Medium), Post FX(High), Texture(High), Shadow(Medium), Ambient(High), Hdr(Yes), Bloom(Yes), Fire(Very High), Physics(Very High), RealTrees(Very High)
640×480 High
Demo(Ranch Small), Fixed Time Step(No), Disable Artificial Intelligence(No), Full Screen, Anti-Aliasing(None), VSync(No), Overall Quality(Low), Vegetation(Low), Shading(Low), Terrain(Low), Geometry(Low), Post FX(Low), Texture(Low), Shadow(Off), Ambient(Low), Hdr(No), Bloom(No), Fire(Low), Physics(Low), RealTrees(Low).
800*600
Demo(Ranch Small), Fixed Time Step(No), Disable Artificial Intelligence(No), Full Screen, Anti-Aliasing(None), VSync(No), Overall Quality(Low), Vegetation(Low), Shading(Low), Terrain(Low), Geometry(Low), Post FX(Low), Texture(Low), Shadow(Off), Ambient(Low), Hdr(No), Bloom(No), Fire(Low), Physics(Low), RealTrees(Low).
DX10
800*600
Demo(Ranch Small), Fixed Time Step(No), Disable Artificial Intelligence(No), Full Screen, Anti-Aliasing(None), VSync(No), Overall Quality(Optimal), Vegetation(High), Shading(High), Terrain(High), Geometry(High), Post FX(High), Texture(High), Shadow(High), Ambient(High), Hdr(Yes), Bloom(Yes), Fire(Low), Physics(Low), RealTrees(Low)
WinXP | WinVi | WinVi | WinXP | WinVi | WinVi | |
---|---|---|---|---|---|---|
G41 | G41 | G41 | 780G | 780G | 780G | |
DirectX 9 | DirectX 9 | DirectX 10 | DirectX 9 | DirectX 9 | DirectX 10 | |
640*480 Low | * | 16.6 | — | 31.02 | 30.26 | — |
640*480 High | * | 8,54 | — | 13.84 | 13.35 | — |
800*600 | * | 8.12 | 4.20 | 24.97 | 24.24 | 7.90 |
Примерно двухкратное превосходство 780G. Играть (условно) можно тоже только на нём. Производительность же в DX10 у обоих чипов никакая.
WinXP | WinVi | WinXP | WinVi | |
---|---|---|---|---|
G41 | G41 | 780G | 780G | |
DirectX 9 | DirectX 9 | DirectX 9 | DirectX 9 | |
1024*768 | 43.74 | 38.16 | 42.06 | 40.48 |
Хорошие показатели. Очевидно, что основное творение Valve (Half-Life 2) также весьма неплохо пойдёт на обоих продуктах. И снова 780G быстрее G41.
Примечательно, что в данном тесте Windows XP показала наибольший отрыв от Windows Vista.
WinXP | WinVi | WinVi | WinXP | WinVi | WinVi | |
---|---|---|---|---|---|---|
G41 | G41 | G41 | 780G | 780G | 780G | |
DirectX 9 | DirectX 9 | DirectX 10 | DirectX 9 | DirectX 9 | DirectX 10 | |
640*480 | 35.13/29.25/ 44.16/30.71 | 40.24/32.64/ 50.96/36.75 | — | 56.36/60.17/ 72.53/57.95 | 70.13/63.61/ 69.74/56.42 | — |
800*600 | 28.99/24.11/ 34.41/25.29 | 28.99/24.11/ 34.41/25.29 | 27.81/22.22/ 30.88/22.77 | 47.45/42.23/ 48.08/42.82 | 49.57/42.32/ 49.58/41.47 | 33.30/24.89/ 33.37/31.77 |
Первое, что бросается в глаза: везде, в любых условиях 780G оказывается безаговорочным лидером. Отставание G41 почти двухкратное. Новичёк с большой натяжкой может считаться пригодным для этой игры. 780G — очень приемлимая скорость.
Кстати, для примера приведу результаты теста 9800GT в режиме DX10/800*600/Low:
359.21/310.42/382.90/220.25
Показательная разница с интеграшками.
WinXP | WinVi | WinVi | WinXP | WinVi | WinVi | |
---|---|---|---|---|---|---|
G41 | G41 | G41 | 780G | 780G | 780G | |
DirectX 9 | DirectX 9 | DirectX 10 | DirectX 9 | DirectX 9 | DirectX 10 | |
800*600 | 18.3 | 20.0 | 15.2 | * | 27.1 | 14.8 |
1024*768 | 14.8 | 15.8 | 12.7 | * | 19.1 | 9.8 |
780G снова впереди, только вот скоростные показатели не впечатляют.
WinXP | WinVi | WinXP | WinVi | |
---|---|---|---|---|
G41 | G41 | 780G | 780G | |
2003 | ||||
Total Score | 2798 | 3327 | 2818 | 2807 |
GT1 (fps) | 89.3 | 97.4 | 80.5 | 82.8 |
GT2 (fps) | 16.2 | 22.5 | 17.3 | 17.6 |
GT3 (fps) | 14.3 | 21.0 | 14.5 | 14.8 |
GT4 | 22.6 | 20.6 | 23.4 | 22.1 |
2005 | ||||
Total Score | 1874 | 1911 | 2338 | 2373 |
GT1 (fps) | 8.7 | 9.0 | 10.2 | 10.6 |
GT2 (fps) | 5.3 | 5.6 | 6.8 | 6.9 |
GT3 (fps) | 9.0 | 9.0 | 11.7 | 11.7 |
Мы снова наблюдаем странный эффект, когда под WinVi наш подопытный G41 оказывается быстрее, чем в ХР. Общая недоработка драйверов под ХР?
Мучительно много цифр, а сколько времени было потрачено на их получение. Но определённой точки я, как полагаю, достиг.
Подводим итоги.
В своей работе я не коснулся лишь разгона. По одной простой причине — матплата не особенно приспособлена для оного, хотя небольшой запас есть безусловно.
GA-G41M-ES2L сама по себе вполне неплохая матплата, и достаточно честно отрабатывает заявленные характеристики. Мало того, имеет приятный бонус в виде богатого набора опций в bios.
А вот начинка. начинка подкачала. Отсутствие поддержки RAID, хотя он и не столь важен, весьма скромная производительность видеоядра.
Что из себя представляет G41? Вроде как прекрасные характеристики:
http://www.intel.com/cd/products/services/emea/rus/chipsets/403581.htm
цитата:
В дополнение к возможностям воспроизведения видео наборы микросхем Intel® G41 Express обеспечивают увеличенную производительность трехмерной графики и поддержку Microsoft DirectX* 10, Shader Model 4.0 и OpenGL* 2.0. Эти графические улучшения обеспечивают повышение производительности и совместимости для цифровых развлечений и современных популярных игр. Набор микросхем Intel® G41 Express включает поддержку новейших операционных систем для ПК, в том числе Windows Vista*.
Источник
Характеристики материнской платы GIGABYTE GA-G31M-ES2L (rev. 2.4)
Производитель |
Фирма, которая произвела данную материнскую плату.
Форм-фактор – это стандарт, который определяет габаритные размеры устройства. Наиболее распространенными форм-факторами настольных ПК, которые совместимы почти со всеми современными корпусами являются ATX и micro-ATX.
Процессор
Производитель процессора |
На данный момент основными производителями процессоров являются Intel и AMD.
Сокет (от англ. socket— разъем) – разъем, предназначенный для процессора. Наличие одинаковых сокетов на процессоре и материнской плате является основным, но не единственным критерием их совместимости.
Материнские платы для домашних ПК, как правило, имеют только 1 сокет. Наличие двух и более сокетов в большинстве случаев является признаком высокопроизводительной серверной материнской платы.
Некоторые материнские платы сразу имеют встроенный процессор. Это позволяет избавиться от проблем совместимости.
FSB (Front Side Bus) – системная шина (интерфейс передачи данных), соединяющая процессор и материнскую плату, а точнее ее «северный мост». Чем выше частота FSB, тем быстрее данные передаются от процессора к материнской плате. Для совместимости с процессором материнская плата должна поддерживать его частоту FSB, то есть частота FSB процессора должна быть не меньше минимальной частоты, которую поддерживает материнская плата и не больше максимальной.
Почти все современные материнские платы поддерживают процессоры, сокет которых совпадает с сокетом материнской платы (поэтому частота FSB часто не указывается). Данная проблема совместимости наблюдается, как правило, только на старых материнских платах (с сокетами S478 и т.д).
FSB (Front Side Bus) – системная шина (интерфейс передачи данных), соединяющая процессор и материнскую плату, а точнее ее «северный мост». Чем выше частота FSB, тем быстрее данные передаются от процессора к материнской плате. Для совместимости с процессором материнская плата должна поддерживать его частоту FSB, то есть частота FSB процессора должна быть не меньше минимальной частоты, которую поддерживает материнская плата и не больше максимальной.
Почти все современные материнские платы поддерживают процессоры, сокет которых совпадает с сокетом материнской платы (поэтому частота FSB часто не указывается). Данная проблема совместимости наблюдается, как правило, только на старых материнских платах (с сокетами S478 и т.д).
При наличии технологии Hyper-Threading процессор способен выполнять дополнительный поток задач (на каждое ядро). Это дает преимущество в производительности перед процессорами, в которых данная технология не реализована. Но процессоры с большим количеством ядер, как правило, являются более производительными.
Чипсет
Производитель чипсета материнской платы |
Чипсет (chipset) – набор микросхем, осуществляющих контроль и управление всеми узлами материнской платы.
Чипсет (chipset) – набор микросхем, осуществляющих контроль и управление всеми узлами материнской платы.
Данная технология позволяет удаленно управлять компьютером, что позволит предоставить к нему доступ специалисту, который сможет выполнить настройку и устранить неполадки. Также у технологии есть и другие возможности.
BIOS/EFI
Поизводитель BIOS |
BIOS (Basic Input-Output System — «базовая система ввода-вывода») – записанная на микросхеме программа, которая выполняется перед запуском операционной системы. В большинстве случаев, выглядит как синий экран с белыми символами. Может использоваться для «разгона» аппаратного обеспечения.
Иногда при сбоях электроэнергии, неправильной «перепрошивке» BIOS или по каким-либо иным причинам выход в BIOS, а, следовательно, и запуск ПК становятся невозможными. Для этого на некоторых материнских платах предусмотрена возможность восстановления BIOS, обычно с дополнительной микросхемы, которая сразу встроена в материнскую плату.
EFI (Extensible Firmware Interface — «Расширяемый интерфейс прошивки») – аналог BIOS с более продвинутым графическим интерфейсом. В последствии он изменил название на Unified Extensible Firmware Interface (UEFI).
Оперативная память
Количество слотов оперативной памяти |
DDR или DDR SDRAM (Double Data Rate — удвоенная скорость передачи данных) – тип оперативной памяти, пришедший на смену SDRAM (Synchronous Dynamic Random Access Memory — синхронная динамическая память с произвольным доступом). Сейчас память SDRAM считается сильно устаревшей.
Совместимость между различными представителями DDR (DDR, DDR2, DDR3, DDR4) отсутствует.
На сегодняшний день самым распространенным типом оперативной памяти для ПК является представитель третьего поколения DDR — DDR3 DIMM.
На смену DDR3 постепенно приходят модули памяти DDR4, но большого распространения они пока не получили из-за высокой стоимости самих планок памяти и материнских плат для них. Скорость передачи данных у модулей памяти DDR4 в два раза выше чем у DDR3.
DIMM (Dual In-line Memory Module, двухсторонний модуль памяти) – форм-фактор модуля памяти, пришедший на смену SIMM (Single In-line Memory Module, односторонний модуль памяти). Основным преимуществом является ускорение передачи данных. DIMM также имеет функцию обнаружения и исправления ошибок, что обеспечивает более надежную передачу данных.
DDR DIMM— самый первый вид оперативной памяти с удвоенной скоростью передачи данных. Данная технология является устаревшей.
DDR2 DIMM — следующее поколение оперативной памяти типа DDR. Может работать на более высокой частоте по сравнению с первой версией DDR.
DDR3 DIMM — следующее поколение после DDR. На данный момент DDR3 является самым распространенным типом оперативной памяти для настольных ПК. Основное отличие от DDR2 – повышенная пропускная способность.
DDR2/DDR3 DIMM, DDR/DDR2 DIMM. Некоторые материнские платы могут поддерживать сразу 2 различных типа памяти, это позволяет использовать старые модули оперативной памяти.
DDR3L — DDR3 с пониженным энергопотреблением (1,35В, вместо 1,5 у стандартных). Совместима с DDR3.
SO-DIMM — форм-фактор памяти, используемый в портативных устройствах.
DDR2 FB-DIMM (Fully Buffered DIMM, полностью буферизованный DIMM) – серверная оперативная память. Обеспечивает повышенную скорость и точность передачи данных. Несовместимы с обычными небуферизованными модулями памяти DDR2 DIMM.
Максимальная частота оперативной памяти, которую поддерживает материнская плата.
Минимальная частота оперативной памяти, которую поддерживает материнская плата.
Позволяет ускорить доступ к данным при установке двух планок оперативной памяти. Чтобы двухканальный режим заработал необходимо установить их в специальные слоты. Более того, как правило, планки памяти должны быть абсолютно идентичными. Прирост производительности зависит от типа выполняемых задач и составляет от 10 до 80% по сравнению с материнскими платами без поддержки двухканального режима памяти.
Аналогично двухканальному режиму, только для 3-х планок оперативной памяти.
Аналогично двухканальному режиму, только для 4-х планок оперативной памяти.
ECC (error-correcting code — код коррекции ошибок). Данная оперативная память может исправлять некоторые ошибки, возникающие при сбоях. Как правило, устанавливается на серверах (эффект заметен только при больших нагрузках на оперативную память).
Регистровая (буферизованная) оперативная память содержит буфер, который является временным хранилищем данных. Данному виду памяти необходим 1 дополнительный такт на запись данных во временный буфер. Благодаря ему уменьшается вероятность потери данных, но при этом незначительно снижается быстродействие.
Буферизованная оперативная память имеет более высокую стоимость и используется преимущественно на серверах.
PCI/Видеокарта
Поддержка AGP |
AGP (Accelerated Graphics Port — ускоренный графический порт) используется для установки видеокарт. На данный момент сильно устарел.
PCI Express (также обозначается как PCIe или PCI-E) — высокоскоростной интерфейс, пришедший на смену AGP, который используют, в основном, для подключения видеокарт. Совместим с PCI-E x8, x4 и т.д., но несовместим с AGP!
SLI и CrossFire – это технологии, которые позволяют устанавливать одновременно несколько видеокарт. Это приводит к увеличению производительности (как правило, на современных устройствах при правильном подключении прирост производительности составляет около 90-95%).
SLI – технология для объединения видеокарт семейства NVIDIA, CrossFire — семейства ATI.
CrossFire X – последняя версия CrossFire.
Hybrid технологии позволяют объединять производительность видеокарты встроенной в материнскую плату с дискретной.
Вторая версия шины PCI-Express с пропускной способностью до 2,5 Гбит/с.
Последняя на данный момент версия шины PCI-Express с пропускной способностью до 8 Гбит/с.
Похож на PCI-Express x16, но несколько меньше, используется, в основном, для периферийных устройств. Совместим с PCI-E x4 и x1.
Похож на PCI-Express x8, но несколько меньше, используется, в основном, для периферийных устройств. Совместим с PCI-E x1.
Похож на PCI-Express x4, но несколько меньше, используется, в основном, для периферийных устройств.
Слот, предназначенный, в основном, для периферийных устройств. Несовместим с PCI-Express!
PCI-X (PCI Extended – расширенный PCI) – разъем, который используется на серверных материнских платах для подключения устройств.
Источник